“Дизартрия у детей лечение в 5 лет”

Дизартрия у детей: причины, прогноз и лечение в 5 лет. Дизартрия у детей: проблемы нарушения речи

"Дизартрия у детей лечение в 5 лет"

Дизартрия — это заметное нарушение произношения, возникающее в силу слабой иннервации речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС.

При этом недуге затруднена подвижность органов, участвующих в речевой деятельности (губ, языка, мягкого неба, гортани), отмечается слабость речевой мускулатуры и дыхания, что затрудняет артикуляцию, поэтому страдает не просто произношение отдельных фонем, а речь в целом.

Как правило, дизартрия возникает в детском возрасте, что приводит к сложностям в восприятии речи на слух, искажению произношения слов и как результат — нарушению навыков письма и чтения.

[attention type=green]

Дизартрия у детей не является самостоятельным недугом. Ее вызывают такие причины, как патологии внутриутробного развития, родовые травмы, расстройства нервной системы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга, обширные интоксикации и др.

[/attention]

При таком недуге развивается обширный комплекс речевых и неврологических нарушений. Симптомы дизартрии можно выделить следующие:

  • речь нечеткая, смазанная, глухая;
  • часто ребенок говорит «в нос» или с «кашей во рту»;
  • голос тихий, слабый;
  • монотонность речи, отсутствие интонирования;
  • нарушен ритм дыхания;
  • сбивчивая речь, ускоренная или, наоборот, замедленная;
  • в тяжелых случаях наблюдается анартрия — неспособность произносить членораздельные звуки из-за поражения нервно-мышечного аппарата.

Нарушение артикуляции у детей может выражаться в повышенном или пониженном тонусе мышц речевого аппарата. Для ребенка характерно либо слишком сильное смыкание рта, ограничение движений, либо вялый язык, полуоткрытый рот, слюнотечение, ротовое дыхание. Затруднена артикуляция многих звуков, особенно согласных.

В силу сложности нарушения (мозговые поражения и т.п.) для дефектов речи при дизартрии характерна стойкость и трудность преодоления.

[attention type=yellow]

Период автоматизации звуков довольно продолжительный, поэтому лечение дизартрия требует длительное.

[/attention]

Детям с таким нарушением сложно воспринимать речь на слух, что затрудняет формирование словарного запаса и фонематический анализ и синтез. Это приводит к недоразвитию речи и дисграфии.

Степени развития недуга

Дизартрия у детей бывает легкой или тяжелой степени. Тяжелая обычно наблюдается у ребят с ДЦП и легко заметна. В речи наблюдаются сильные искажения, пропуски, замены звуков, она сложна для восприятия и понимания.

Порой родители уверены, что у ребенка нет проблем с речью, однако специалисты при поступлении в школу или при логопедическом обследовании обнаруживают у него стертую форму дизартрии (или легкой степени).

При ней наблюдаются небольшие нарушения в работе мышц артикуляционного аппарата, некоторые фонетические дефекты. Речь ребенка в основном понятна, но она невнятная.

[attention type=yellow]

В этом случае прогноз на восстановление артикуляции более благоприятен, нежели при тяжелой форме недуга.

[/attention]

Стертая дизартрия у ребенка не выделяет его резко среди ровесников, но есть ряд характерных особенностей.

Такие ребята говорят невнятно, у них плохой аппетит, поскольку им сложно пережевывать твердую пищу — яблоки, морковь, мясо и т.п.

С целью в любом случае накормить ребенка родители дают ему мягкую, перетертую пищу. Но такие действия, к сожалению, приводят к задержке развития речевого аппарата.

Мелкая моторика при стертой форме нарушения тоже страдает, а вместе с ней и гигиенические навыки, необходимые для воспроизводства точных движений. Ребенку трудно полоскать рот, поскольку слабый мышечный аппарат щек и рта это не позволяет. Нужно учить малыша надувать щеки, как будто во рту шарик, перекатывать воздух из одной половины рта в другую, втягивать щеки.

Дети-дизартрики с трудом застегивают пуговицы, отказываются зашнуровывать обувь. Это происходит вовсе не потому, что они ленивые или капризные. Им на самом деле тяжело это делать. Нужно развивать мелкую моторику рук, выполняя специальные упражнения, — пальчиковую гимнастику, перебирать крупы и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

При стертой дизартрии у ребенка есть высокие шансы на полное восстановление речи, если коррекционная работа будет систематической и длительной. Это обеспечит будущему школьнику успешное обучение в общеобразовательной школе, а не в специальном учебном учреждении.

Произношение звуков ↑

Симптомы заболевания имеют схожие признаки, как и дислалия (трудности со звукопроизношением). При первичном обследовании детей наблюдается искажении, замена и смешивание звуков, но просодические нарушения бывают только у стертой формы.

Главным отличием болезни является верное произношение изолированных звуков. Очевидным признаком заболевания является трудность произношения свистящих и шипящих.

Артикуляционный аппарат не способен разграничить звуки по смежному способу образования, поэтому наблюдаются призвуки акустически противопоставленных звуков.

Звуконаполняемость речи упрощается и происходит ассимиляция звуковых структур.

Как можно диагностировать состояние?

Окончательный диагноз «дизартрия» ставится только после осмотра малыша неврологом, логопедом, проведения МРТ головного мозга, транскранильной магнитной стимуляции и электроэнцефалографии. Осмотр у логопеда состоит из нескольких обязательных этапов:

  1. Проведение оценки речевых нарушений.
  2. Выявление расстройств, не связанных с произношением звуков.
  3. Оценка функционирования лицевой и мимической мускулатуры.
  4. Исследование ритма, темпа, разборчивости речи, особенностей произношения звуков, слогов и целых слов.
  5. У ребенка старше 5 лет специалист обязан провести оценку письменной речи.

После получения результатов всех перечисленных исследований ставится форма и степень дизартрии, что позволяет выбрать оптимальный вариант терапии.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ головного мозга;
  • исследование проводимости нервных импульсов.

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Причины возникновения

Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.

Во время беременности:

  1. Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
  2. Перенапряжение и стрессы.
  3. Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
  4. Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
  5. Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
  6. Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
  7. Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
  8. Недоношенность.

Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра. Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза.

В момент родов:

  • Застой в родовых путях
  • Асфиксия
  • Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
  • Недоношенность
  • Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.

Послеродовой период:

  1. Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
  2. Энцефалит
  3. Менингит
  4. Опухоли в голове
  5. Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
  6. ЧМТ
  7. ДЦП

Виды дизартрии

Деление дизартрии на виды происходит по месту дислокации повреждения, по степени нарушения речи и по определяющему (наиболее выраженному симптому). Рассмотрим наиболее распространенный формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия – развивается в следствие поражения продолговатого мозга. При данной форме дизартрии нарушается связ между мышцами артикуляции с ЦНС. В результате больному с трудом удаются правильные движения языка и губ, которые находятся в расслабленном состоянии. В целом лицо становится малоподвижным, по является повышенное слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия – в более чем 80% случаев возникает в следствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет, либо в любом возрасте при травмах головного мозга. При заболевании выражена атрофия мышц речевого аппарата, приводящая к монотонности речи, также затрудняется жевание и глотание, повышается слюноотделение.

[attention type=red]

Корковая (кортикальная) дизартрия – нарушение лобной коры в редультате травм, опухолей или перенесенных заболевания таких, как энцеыалит или менингит, в результате которых частитчно теряются нейромедиаторные функции.

[/attention]

При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость.

Нарушения в лобной извилине также приводят к дисфункции других мышц организма, помимо артикуляционных.

Мозжечковая дизартрия – нарушения реичи в следствие поражения мозжечка. Это заболевание встречается достаточно редко, чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Симптомами нарушений мозжечка и его связей с другими отделами мозга является мягкость неба и языка, «пьяная речь», скандирование отдельных звуков или слогов, затухание речи в конце фразы, нарушение ударений.

Диагностика заболевания

Диагноз «дизартрия» (что это такое, было рассмотрено в начале статьи) может быть поставлен уже при первоначальном осмотре неврологом или логопедом. Для установления причины заболевания используются, как правило, методы обследования с использованием техники.

Источник: https://pro-acne.ru/pro-malyshej/dizartriya-u-detej-lechenie-v-5-let-prichiny-lechenie-i-prognoz.html

Дизартрия у детей: причины, прогноз и лечение в 5 лет. Дизартрия – формы, причины, симптомы

"Дизартрия у детей лечение в 5 лет"

  • Описание и симптомы
  • Причины и выявления в раннем возрасте
  • Диагностика
  • Синдром дизартрии у детей
  • Психолого-педагогическая характеристика
  • Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием
  • Псевдобульбарная дизартрия встречается в 96% случаев. Обусловлена двусторонним поражением двигательных корко-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. При псевдобульбарной дизартрии отмечается высокий мышечный тонус в артикуляторной мускулатуре по типу спазма в мышцах, вследствие которого ограничиваются активные движения артикуляционного аппарата, в тяжелых формах – полное их отсутствие.   В то же время сохраняются рефлекторные автоматические движения: глотание, дыхание и т.п. При произнесении звуков П, Б, Д язык напряжен и оттянут кзади, спинка закруглена, закрывает проход в глотку, кончик языка не выражен, объем произвольных движений небольшой. Ребенок, страдающей псевдобульбарной дизартрией, может высунуть язык изо рта, но амплитуда этих движений ограничена, с трудом удерживает широкий язык по средней линии, он отклоняется в сторону, опускается за нижнюю губу или загибается к подбородку. При выполнении упражнения «Часики» язык колеблется в малой амплитуде, медленно «бороздит» по губе. Ребенок не может поднять язычок к верхней губе при выполнении упражнения «Вкусное варенье» или достает кончиком языка нос, помогая нижней губой.   Нарушены сложные, произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные сохранены. Произнесение звонких звуков затруднено, но их можно услышать в кашле, плаче, смехе, чихании. Свистящие звуки могут быть сохранны, нарушения начинаются с шипящих Ш, Ж, Щ, Ч. Звук Р может быть одноударным, но чаще заменяется щелевыми Т или Д. Зву к Л искажается. Нарушение звукопроизношения при псевдобульбарной дазартрии находится в варианте искажения.   Вверх
  • Причины заболевания
  • Психологическая и педагогическая характеристика детей
  • Как вылечить дизартрию?
  • Корковая дизартрия проявляется как моторное расстройство речи разного патогенеза. Существует несколько вариантов корковой дизартрии:   1. Дизартрия обусловленная односторонним, но чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. Выборочное центральное повреждение мышц артикуляционного аппарата затрагивает чаще всего язык, что приводит к снижению объема тонких целенаправленных движений. Обычно поражен кончик языка, поэтому нарушается произношение переднеязычных звуков (Ш, Ж, Р, Л), при тяжелых формах эти звуки в речи отсутствуют, в легких – заменяются мягкими или твердыми свистящими или переднеязычными (вместо Т –Ть, вместо Д-Дь). Возникает трудность в постановке Л-Ль, может нарушаться темп и плавность речи.   2. Дизартрия связана с двусторонним поражением коры доминантного полушария в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Затруднено произношение шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции имеют непостоянный и неоднозначный характер. Ребенок в одних случаях говорит, в других – сказать не может, поскольку долго идет поиск нужного уклада, поэтому замедляется темп и плавность речи. Наблюдается недостаточная чувствительность лица. Ребенок затрудняется в точечной локализации прикосновения.   3. Дизартрия вызвана односторонним поражением коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей. Наблюдается недостаточность динамического праксиса, неспособность переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Затруднено производство аффрикатов (распадаются на составные части). Замена щелевых звуков на смычные (З на Д, С на Т). Пропуски звуков при стечении согласных, избирательное оглушение звонких с мычных согласных. Речь замедленная, неестественная.   Вверх
  • В чем состоит опасность
  • Воспитание детей с дизартрией
  • Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Основная особенность – появление принудительных движений в мышцах не только речевого аппарата, но и во всем туловище. Нарушение звукопроизношения определяется изменением мышечного тонуса в лицевой мускулатуре во время речи, гиперкинезом, расстройством импульсов отречевой мускулатуры и эмоционально-двигательной сферы.   Ребенок, страдающий подкорковой (экстрапирамидной) дизартрией, испытывает трудности в удержании артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом. В расслабленном состоянии мышечный тонус снижен, в состоянии усталости, эмоционального напряжения происходит резкое повышение мышечного тонуса, появляются насильственные движения (например, шевелит пальцами рук во время речи). Язык резко напрягается, группируется в комок, подтягиваясь к корню. Напряжение передается на ой аппарат и дыхательную мускулатуру. При выраженных нарушениях речь смазанная, невнятная, с носовым оттенком, с угасанием голоса к концу фразы, переход е го в неясное бормотание. Эта форма дизартрии совмещается с нарушением слуха по типу нейросенсорной тугоухости.   Вверх
  • Виды
  • Степени развития недуга
  • Прогноз
  • Прогноз течения болезни
  • Лечение
  • Общее развитие речевого аппарата ↑
  • Диагностические критерии и методики
  • Мозжечковая дизартрия
  • Условная классификация больных
  • Упражнения для детей дома
  • Степени тяжести
    • Первая степень
    • Вторая степень
    • Третья степень
    • Четвертая степень
  • Патогенез
  • Причины возникновения

Дизартрия — это заметное нарушение произношения, возникающее в силу слабой иннервации речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС. При этом недуге затруднена подвижность органов, участвующих в речевой деятельности (губ, языка, мягкого неба, гортани), отмечается слабость речевой мускулатуры и дыхания, что затрудняет артикуляцию, поэтому страдает не просто произношение отдельных фонем, а речь в целом. Как правило, дизартрия возникает в детском возрасте, что приводит к сложностям в восприятии речи на слух, искажению произношения слов и как результат — нарушению навыков письма и чтения.

[attention type=green]

Дизартрия у детей не является самостоятельным недугом. Ее вызывают такие причины, как патологии внутриутробного развития, родовые травмы, расстройства нервной системы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга, обширные интоксикации и др.

[/attention]

При таком недуге развивается обширный комплекс речевых и неврологических нарушений. Симптомы дизартрии можно выделить следующие:

  • речь нечеткая, смазанная, глухая;
  • часто ребенок говорит «в нос» или с «кашей во рту»;
  • голос тихий, слабый;
  • монотонность речи, отсутствие интонирования;
  • нарушен ритм дыхания;
  • сбивчивая речь, ускоренная или, наоборот, замедленная;
  • в тяжелых случаях наблюдается анартрия — неспособность произносить членораздельные звуки из-за поражения нервно-мышечного аппарата.

Нарушение артикуляции у детей может выражаться в повышенном или пониженном тонусе мышц речевого аппарата. Для ребенка характерно либо слишком сильное смыкание рта, ограничение движений, либо вялый язык, полуоткрытый рот, слюнотечение, ротовое дыхание. Затруднена артикуляция многих звуков, особенно согласных.

В силу сложности нарушения (мозговые поражения и т.п.) для дефектов речи при дизартрии характерна стойкость и трудность преодоления.

[attention type=yellow]

Период автоматизации звуков довольно продолжительный, поэтому лечение дизартрия требует длительное.

[/attention]

Детям с таким нарушением сложно воспринимать речь на слух, что затрудняет формирование словарного запаса и фонематический анализ и синтез. Это приводит к недоразвитию речи и дисграфии.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
  • нейроинфекции.

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Диагностика

Для обнаружения стертых проявлений дизартрии проводится комплекс медико-педагогических исследований: изучение анамнестических данных, анализ медицинской карты ребенка, объективный осмотр и инструментальная диагностика. В процессе обследования необходимо тесное сотрудничество логопеда и детского невролога. Основные диагностические этапы предполагают:

  • Логопедическое обследование . На первичной консультации логопед подробно изучает анамнез ребенка, исследует состояние общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры, просодики, речевого дыхания. Затем переходит к оценке звукопроизношения, фонематического слуха, лексики и грамматики. При подозрениях на дизартрические расстройства специалист направляет ребенка к неврологу.
  • Неврологическое обследование. Позволяет выявить характер и определить тяжесть специфических нарушений (парезов, мышечной дистонии, оральной апраксии, гиперкинезов). С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, назначается ЭЭГ, электронейромиография, МРТ головного мозга.

На повторный прием к логопеду необходимо явиться, имея на руках заключение невролога и результаты проведенной диагностики.

На основе сопоставления медицинских и психолого-педагогических данных логопед-дефектолог делает заключение о наличии у ребенка речевых нарушений (ФФН, ОНР), обусловленных стертой дизартрией.

В процессе медико-логопедического обследования МДР дифференцируют от полиморфной (сложной) дислалии.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении — она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание — это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Источник: https://bolezn.info/nevralgiya/dizartriya-u-detej-prichiny-prognoz-i-lechenie-v-5-let-dizartriya-formy-prichiny-simptomy.html

Дизартрия у детей лечение в 5 лет: причины, лечение и прогноз

"Дизартрия у детей лечение в 5 лет"

Такой диагноз, как дизартрия у детей, лечение в 5 лет предполагает комплексное. Оно включает помощь психоневролога, занятия с логопедом и медикаментозную терапию. В наше время эта проблема довольно распространена, поскольку количество детей, появляющихся на свет с нарушениями деятельности нервной системы, увеличивается с каждым годом.

Описание и симптомы

Дизартрия — это заметное нарушение произношения, возникающее в силу слабой иннервации речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС.

При этом недуге затруднена подвижность органов, участвующих в речевой деятельности (губ, языка, мягкого неба, гортани), отмечается слабость речевой мускулатуры и дыхания, что затрудняет артикуляцию, поэтому страдает не просто произношение отдельных фонем, а речь в целом.

Как правило, дизартрия возникает в детском возрасте, что приводит к сложностям в восприятии речи на слух, искажению произношения слов и как результат — нарушению навыков письма и чтения.

[attention type=green]

Дизартрия у детей не является самостоятельным недугом. Ее вызывают такие причины, как патологии внутриутробного развития, родовые травмы, расстройства нервной системы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга, обширные интоксикации и др.

[/attention]

При таком недуге развивается обширный комплекс речевых и неврологических нарушений. Симптомы дизартрии можно выделить следующие:

  • речь нечеткая, смазанная, глухая;
  • часто ребенок говорит «в нос» или с «кашей во рту»;
  • голос тихий, слабый;
  • монотонность речи, отсутствие интонирования;
  • нарушен ритм дыхания;
  • сбивчивая речь, ускоренная или, наоборот, замедленная;
  • в тяжелых случаях наблюдается анартрия — неспособность произносить членораздельные звуки из-за поражения нервно-мышечного аппарата.

Нарушение артикуляции у детей может выражаться в повышенном или пониженном тонусе мышц речевого аппарата. Для ребенка характерно либо слишком сильное смыкание рта, ограничение движений, либо вялый язык, полуоткрытый рот, слюнотечение, ротовое дыхание. Затруднена артикуляция многих звуков, особенно согласных.

В силу сложности нарушения (мозговые поражения и т.п.) для дефектов речи при дизартрии характерна стойкость и трудность преодоления.

[attention type=yellow]

Период автоматизации звуков довольно продолжительный, поэтому лечение дизартрия требует длительное.

[/attention]

Детям с таким нарушением сложно воспринимать речь на слух, что затрудняет формирование словарного запаса и фонематический анализ и синтез. Это приводит к недоразвитию речи и дисграфии.

Степени развития недуга

Дизартрия у детей бывает легкой или тяжелой степени. Тяжелая обычно наблюдается у ребят с ДЦП и легко заметна. В речи наблюдаются сильные искажения, пропуски, замены звуков, она сложна для восприятия и понимания.

Порой родители уверены, что у ребенка нет проблем с речью, однако специалисты при поступлении в школу или при логопедическом обследовании обнаруживают у него стертую форму дизартрии (или легкой степени).

При ней наблюдаются небольшие нарушения в работе мышц артикуляционного аппарата, некоторые фонетические дефекты. Речь ребенка в основном понятна, но она невнятная.

[attention type=yellow]

В этом случае прогноз на восстановление артикуляции более благоприятен, нежели при тяжелой форме недуга.

[/attention]

Стертая дизартрия у ребенка не выделяет его резко среди ровесников, но есть ряд характерных особенностей.

Такие ребята говорят невнятно, у них плохой аппетит, поскольку им сложно пережевывать твердую пищу — яблоки, морковь, мясо и т.п.

С целью в любом случае накормить ребенка родители дают ему мягкую, перетертую пищу. Но такие действия, к сожалению, приводят к задержке развития речевого аппарата.

Мелкая моторика при стертой форме нарушения тоже страдает, а вместе с ней и гигиенические навыки, необходимые для воспроизводства точных движений. Ребенку трудно полоскать рот, поскольку слабый мышечный аппарат щек и рта это не позволяет. Нужно учить малыша надувать щеки, как будто во рту шарик, перекатывать воздух из одной половины рта в другую, втягивать щеки.

Дети-дизартрики с трудом застегивают пуговицы, отказываются зашнуровывать обувь. Это происходит вовсе не потому, что они ленивые или капризные. Им на самом деле тяжело это делать. Нужно развивать мелкую моторику рук, выполняя специальные упражнения, — пальчиковую гимнастику, перебирать крупы и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

При стертой дизартрии у ребенка есть высокие шансы на полное восстановление речи, если коррекционная работа будет систематической и длительной. Это обеспечит будущему школьнику успешное обучение в общеобразовательной школе, а не в специальном учебном учреждении.

Коррекционные мероприятия

Диагноз ставит невролог, он проводит обследование и определяет конкретные лечебные мероприятия, учитывая возраст и состояние пациента.

В большинстве случаев необходимо комплексное сопровождение — терапевтическое лечение и логопедическая коррекция.

Дизартрию лечат с помощью таких методов воздействия, как: прием медпрепаратов, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), артикуляционная гимнастика, работа с логопедом, иногда нетрадиционные методы терапии.

[attention type=red]

Лечение дизартрии у детей предполагает выполнение упражнений в специальных учреждениях и в домашних условиях.

[/attention]

Проводятся коррекционные индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики, улучшению звукопроизношения и дикции, ритмике, дыхательной гимнастике. Процесс это не быстрый, но он дает свои результаты.

Желателен комплексный подход — совместная работа коррекционного педагога, логопеда и психоневролога, в таком случае прогноз на полноценное овладение речевой деятельностью более благоприятный.

В детской логопедии делается акцент на общее развитие свойств речи дошкольников: расширение словарного запаса, изучение грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения, работа с интонационной стороной речи. Это позволяет в дальнейшем в период начального школьного обучения избежать многих проблем при письме и чтении.

Что касается работы с детьми 5-6 лет, то коррекция дизартрии выполняется в логопедических группах детских садов или в дошкольных учреждениях специализированного типа. Благоприятный фон достигается применением нетрадиционных форм сопровождения: дельфинотерапии, иппотерапии, работы в сенсорной комнате с психологом или дефектологом, арттерапии и др.

Большую роль в успехе по преодолению речевых нарушений играет профилактика дизартрии с ранних лет жизни. Мероприятия включают предупреждение мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, отравлений организма.

Если регулярно выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию мелкой моторики, проявляя терпение и настойчивость, в большинстве случаев речь восстановится. Рано начатое лечение дизартрии, развивающая работа и логопедическая коррекция обязательно приведут к положительным результатам.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/drugie-zabolevaniya/dizartriya-u-detej-lechenie-v-5-let.html

Дизартрия у детей: лечение в 5 лет и позже

"Дизартрия у детей лечение в 5 лет"

Дизартрия – это патологическое состояние, которое встречается у 5% детей и характеризуется нарушением произношения слов из-за поражения отдельных отделов нервной системы. При данном явлении нарушается работа нервов, подходящих к органам речевого аппарата (мягкое небо, губы, язык). В результате чего проблемы отмечаются не с отдельными звуками, речь страдает в целом.

У ребенка может быть внушительный словарный запас и способности в области грамотного построения фраз, но понять его очень сложно из-за того, что звуки смазаны и неразборчивы.

Если выявить проблему на ранней стадии и вовремя начать профильное лечение, можно рассчитывать на благоприятный прогноз и полное восстановление речи у малыша.

Но и в данном случае все зависит от формы заболевания, степени его тяжести и готовности ребенка к интенсивной работе со специалистами.

Причины дизартрии и факторы, провоцирующие состояние

Нарушение работы нервных окончаний зачастую наблюдается в результате воздействия на детский организм следующих факторов:

  • Гипоксия и асфиксия плода во время беременности или затяжных родов.
  • Резус-конфликт у матери и ребенка.
  • Тяжелые гестозы.

Совет: Единственная возможная профилактика дизартрии у детей состоит именно в осторожном обращении беременной женщины со своим будущим малышом, отказе от вредных привычек, осложняющих беременность, осторожном ведении родов и отслеживании врачом всех изменений по ходу родовой деятельности.

  • Недоношенность, затяжная желтуха, родовые травмы.
  • Гидроцефалия, менингит, энцефалит, гнойный отит.
  • Гнойный отит у новорожденных (особенно при условии, что лечение было неправильным или несвоевременным).
  • Черепно-мозговые травмы. Они особенно опасны скрытыми последствиями, пока малыш не достигнет возраста 2 лет.

Дизартрия характеризуется довольно специфическими симптомами и особенностями поведения детей, поэтому регулярные диагностические осмотры у педиатра и диспансеризации, рекомендованные для определенных возрастных групп, позволяют вовремя заподозрить проблему. Не стоит отказываться от плановых посещений врачей, даже если кажется, что ребенка ничего не беспокоит и развитие идет по плану.

Виды дизартрии и их характеристики

Дизартрия у детей может проявляться в виде одной из форм, которые разделяются по типу расположения очага заболевания:

  • Бульбарная. Характеризуется параличом мышц, отвечающих за формирование звуков. Страдают целые группы мышечных волокон, поэтому на фоне основного заболевания отмечаются проблемы с глотанием жидкой пищи. При данной форме звуки практически не отличаются друг от друга, мимика у ребенка нередко отсутствует.
  • Псевдобульбарная. Паралич мышц, отвечающих за формирование звуков, наблюдается в результате поражения соответствующих отделов головного мозга. Для таких малышей характерен непроизвольный смех или плач, рефлексы орального автоматизма. Псевдобульбарная дизартрия обладает характерным признаком – монотонностью речи.
  • Корковая. В результате одностороннего поражения тканей коры головного мозга происходит парез или паралич речевых мышц. Общая структура речи у таких детей сохраняется, отмечается лишь неправильное произношение отдельных слогов.
  • Подкорковая. Поражаются подкорковые отделы, отвечающие за формирование речи. Разговор малыша получается смазанным и невнятным, это дополняется патологическими движениями в отдельных группах мышц.
  • Мозжечковая. Если повреждается мозжечок, то ребенок начинает говорит растянуто, тональность и громкость его речи постоянно меняется и сложно поддается контролю.
  • Смешанная. Самый частый вариант развития событий при травмах у детей в возрасте до 2 лет. В нем сочетается несколько перечисленных форм и характерных для них проявлений.

Чтобы определить тип заболевания недостаточно оценить его внешние проявления, только специалист может поставить окончательный диагноз, приняв во внимание клиническую картину и дополнительные методы исследования.

Первые признаки и основные симптомы дизартрии

Независимо от того, стала ли дизартрия последствием нарушения внутриутробного развития или влияния патологических факторов в первые недели и месяцы жизни, ее первые симптомы проявятся довольно быстро. Задача родителей вовремя отреагировать на подобные проявления и обратить на них внимание специалиста. Чем раньше будет организовано лечение, тем больше шансов на успех.

  • Крик ребенка отличается слабостью и монотонностью. Зачастую сложно отличить, требует он что-либо или пытается жаловаться на неудобства.
  • Сосание и глотание нарушены, грудничок постоянно давится молоком, не способен качественно пережевывать твердую пищу.
  • Мимика у таких детей отсутствует или не отличается многообразием эмоций и выражений. Лицо больше похоже на маску.
  • В плане моторного развития малыш заметно отстает, ползать и ходить начинает позже положенного срока. Нередко он пытается передвигаться не с помощью перекрестных движений рук и ног, а скачками или ползает на попе.
  • Гулять и лепетать он опять же начинает позже, в его речи постоянно присутствует назальная интонация, как будто у него заложен нос.
  • Может наблюдаться обильное слюнотечение. Это особенно заметно, когда малыш спит. Рот ребенка приоткрыт, из уголка капает слюнка.

Дизартрия представлена четырьмя степенями заболевания, которые разделяются по степени поражения речевой функции:

  1. Стертая (первая) степень. Сначала в поведении таких детей сложно найти существенные отличия от сверстников. Симптомы выражены слабо, нередко маскируются под другие состояния, связанные с нервными заболеваниями. Чаще всего такой диагноз ставится в 5 лет, когда различия становятся очевидны. Ребенок не уменьшает слова, а коверкает их, не может выдерживать интонацию, к концу фразы кажется, что он задыхается. Малышу сложно читать стихи с выражением, начинаются проблемы с грамотой (он не может определять звуки). Мимика скованна, отмечается слюнотечение. В данном случае лечение зачастую дает нужный результат вплоть до полного восстановления речевой функции.
  2. Вторая степень. Речь еще внятна, но дефекты очевидны. Окружающие способны понимать таких детей, но с приложением усилий. Лечение перспективно, но потребует больше времени.
  3. Третья степень. Ребенка понимают только его родители, близкие люди. Окружающим она кажется набором несвязанных звуков.
  4. Четвертая степень. Речь настолько невнятна, что ее не могут понять даже самые близкие для малыша люди, которые постоянно находятся рядом с ним.

По статистике чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия, которая представлена рядом дополнительных симптомов. Это может быть нарушение мышечного тонуса, выраженная моторная неловкость (особенно в работе с мелкими предметами), тревожность и эмоциональные всплески. У такого ребенка знакомство со всем новым вызывает трудности и дискомфорт, даже если ему уже исполнилось 6-7 лет.

Методы лечения заболевания

Независимо от степени тяжести состояния, его лечение в обязательном порядке включает наблюдение у невропатолога и регулярные занятия с логопедом. В ходе терапии проводится отработка у ребенка следующих навыков:

  1. Налаживание физиологически правильного дыхания.
  2. Оптимизация речевого дыхания посредством дыхательной гимнастики.
  3. Активизация работы элементов речевого аппарата.
  4. Развитие голоса и коррекция произведения звуков.
  5. Стимулирование мелкой моторики.
  6. Развитие речевой коммуникации с помощью налаживания тональности и отработки выразительности речи.

При желании дизартрия может лечиться в индивидуальном порядке или в составе группы. Нередко на занятия допускаются родители с целью их обучения и продолжения терапии в домашних условиях. Медикаментозное лечение проводится только в том случае, если патология развивается на фоне неврологических заболеваний, а состояние характеризуется выраженными сенсорными и двигательными расстройствами.

https://www.youtube.com/watch?v=CYBCA4neVj4

В этом случае сначала проводится терапия, направленная на устранение основной проблемы, и только после этого подключается логопед, проводящий необходимую коррекцию. На одном из этапов терапии вводятся физиотерапевтические процедуры, нередко применяется иглоукалывание и другие варианты воздействия на рефлексогенные точки.

Родителям необходимо подготовиться к тому, что лечение может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все это время ребенок должен чувствовать поддержку со стороны близких.

Потеря контакта и отношение к малышу, как к инвалиду, может свести к нулю все старания врачей.

[attention type=green]

Только те дети, которых постоянно поощряют и поддерживают родственники, постепенно восстанавливаются и избавляются от мешающего нормальной жизни дефекта.

[/attention]

Источник: https://therebenok.ru/zdorove/diagnostika/dizartriya-u-detej.html

Медицинская энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: