“Комплекс упражнений лфк для детей”

Содержание
  1. Лфк при дцп: варианты упражнений и применяемые методы – Центр здоровья
  2. Лфк при дцп: как правильно делать
  3. Причины появления ДЦП
  4. Лфк для детей комплекс упражнений
  5. Цели занятий
  6. Общие рекомендации
  7. Упражнения и массаж
  8. Комплекс
  9. Массаж для грудничков
  10. Упражнения в воде
  11. Вывод
  12. Комплекс упражнений лфк для детей
  13. Показания к проведению
  14. Занятия с младенцами
  15. Как же эта гимнастика помогает организму ребенка?
  16. Как правильно проводить гимнастику?
  17. Виды упражнений
  18. Применение ЛФК при детском церебральном параличе
  19. Процедуры при плоскостопии
  20. Занятия для ребенка школьного возраста
  21. Проблемы со спиной
  22. Комплекс упражнений для профилактики
  23. Лечебная физическая культура при ДЦП: основные комплексы упражнений
  24. Что это?
  25. Принципы методик
  26. Роль занятий
  27. Какие занятия включает в себя?
  28. Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП от инструктора с многолетним стажем – Кириченко Валентины Анатольевны
  29. Занятия для стимулирования двигательного аппарата
  30. Занятия для развития движений в суставах
  31. Занятия для живота
  32. Занятия, необходимые для растяжки
  33. Занятия для расслабления
  34. Занятия для корректировки дыхания

Лфк при дцп: варианты упражнений и применяемые методы – Центр здоровья

"Комплекс упражнений лфк для детей"

   Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг.

Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП.

Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.

   Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.

   С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.

   Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.

[attention type=yellow]

   В древнем Китае ещё в глубокой древности — за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных.

[/attention]

В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину.

С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.

   Знаменитый древнекитайский медик Хуа То, живший во втором веке нашей эры, основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.

   Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

   При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники.

Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно.

Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.

  • Использовать индивидуальный подход 
  • Соблюдать постоянство и систематичность
  • Постепенно и дозированно увеличивать нагрузку

   Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.

   В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.

   Рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

[attention type=red]

   Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть — это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

[/attention]

   При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

   Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше.

Это обусловлено особенностями физического развития — высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций.

Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.

Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

   Важно знать — при гиперкинетической форме ДЦП, занимаясь ЛФК, необходимо избегать некоторых ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции.

Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью. Вообще, надо сказать, что больным детям нельзя заниматься на тренажерах. С возрастом ребенка возрастает формирование контрактур, повышается мышечный тонус.

А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, мышцы «забиваются», нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, а это часто способствует появлению боли, мышцы невозможно расслабить. Учитывая все эти факторы, лучше детям с ДЦП воздерживаться от занятий на тренажерах.

Детям с ДЦП противопоказаны занятия на большинстве спортивных тренажёров, за исключением тех, которые были специально сконструированы для этих целей. К ним можно отнести, например, иппотренажёр или тренажёр «Мотомед».

[attention type=green]

​Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.

[/attention]

   ЛФК при различных заболеваниях и параличах нервной системы ставит перед собой следующие задачи:

  • Оказание оздоровительного и общеукрепляющего влияния на организм
  • Улучшение кровообращения и обменных процессов в проблемных зонах
  • Улучшение и стимуляция обменных процессов в организме
  • Борьба с образованием спаек между оболочками нерва и окружающими тканями
  • Укрепление ослабленных мышц, увеличение диапазона движений и амплитуды, восстановление координации движений
  • Борьба с сопутствующими проблемами и нарушениями ДЦП – искривлением позвоночника, спастикой и многими другими.

   Так как при ДЦП заболевании повреждается головной мозг и соответственно нарушаются его функции. Задача наших специалистов состоит в том, чтобы научить мозг выполнять те двигательные функции за которые он отвечает, а именно движение руками и ногами, ползание, передвижение на четвереньках, ходьба, бег.

   Если классифицировать упражнения, которые используются в ЛФК, то их можно разделить следующим образом:

  • Упражнения для растягивания мышц. Цель упражнений — снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения и развитие костно-мышечной системы.
  • Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
  • Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  • Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
  • Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  • Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

   В медицинском центре «Первый шаг» вы можете записаться на занятия лечебной физической культурой более чем к 5 разных специалистам, а также выбрать русского или китайского инструктора.

   Каждый инструктор имеет богатый опыт работы с детьми и свой профиль — кто-то проходил дополнительное обучение по Войта-терапии, кто-то по Бобат-терапии или по другим направлениям. Вне зависимости от специализации, все они отлично ладят с детьми и прекрасно знают свое дело.

   Записаться на ЛФК в Казани очень просто — достаточно обратиться в медицинский центр «Первый шаг». Для этого позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-500-54-86, или закажите обратный звонок. Кроме того, на все ваши вопросы может ответить наш онлайн-консультант.  

Источник:

Лфк при дцп: как правильно делать

Детский церебральный паралич – это тяжёлое заболевание неврологического типа, при котором поражается головной мозг. Патология может возникнуть в период внутриутробного развития, во время родов или после появления на свет. В любом случае болезнь следует обязательно лечить, чтобы можно было улучшить самочувствие ребёнка и приспособить его к дальнейшей жизни.

Чем раньше начнётся терапия, тем легче она будет проходить. При этом во время лечения используется комплексный подход, то есть, применяются сразу несколько методов, которые направлены на улучшение самочувствия ребёнка.

Обязательной составляющей терапии является ЛФКпри ДЦП, потому как в этом случае ребёнок будет активно двигаться и развивать своё тело. При этом важно правильно подобрать упражнения, чтобы они не привели к отрицательному результату.

Причины появления ДЦП

Церебральный паралич нередко встречается в детском возрасте, к примеру, в России приходится примерно 6 больных детей на 1000 здоровых. При этом родители часто интересуются вопросом, что именно вызывает такое опасное заболевание, как ДЦП.

Ведь даже при планировании беременности люди беспокоятся о том, чтобы обезопасить будущего ребёнка от влияния негативных факторов. Существует немало причин, которые приводят к возникновению детского церебрального паралича, при этом в них важно разобраться.

Провоцирующие факторы:

  • Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное может произойти под влиянием разных факторов, в частности из-за гипоксии. В данной ситуации происходит кислородное голодание, которое преимущественно наблюдается в период внутриутробного развития. Нередко оно связано с проблемной беременностью. Возможно, нарушено плацентарное кровообращение, наблюдается поздний токсикоз или начинаются инфекционные заболевания. Как итог, под влиянием негативных факторов структуры головного мозга не имеют возможности полноценно развиваться.
  • Хронические или острые болезни матери. К ним можно отнести анемию, пороки сердца, а также ожирение. Помимо этого, беременность может осложнить сахарный диабет и гипертония. В любом случае важно позаботиться о лечении болезней, а также поддерживать своё здоровье в нормальном состоянии. Женщине можно порекомендовать в обязательном порядке посещать врача, если она вынашивает ребёнка.
  • Родовые травмы, которые повреждают структуры головного мозга. Они могут появиться в той ситуации, когда у женщины пониженная родовая деятельность. Также к ним приводит узкий таз, затяжные или скоротечные роды, продолжительный безводный период.
  • Конфликт резус-фактора крови матери и ребёнка. В этой ситуации у малыша появляется ядерная желтуха. Она в свою очередь может привести к возникновению ДЦП.
  • Ошибки медицинского персонала, совершённые при родах. Из-за них часто страдают дети и обретают серьёзные отклонения в состоянии здоровья. Важно обращаться в хорошие клиники, если хочется, чтобы роды прошли без осложнений.
  • Недоношенность и недостаточный вес у новорожденного. По возможности важно не допускать того, чтобы роды прошли преждевременно.

Источник: https://chinamednsk.ru/gastrit/lfk-pri-dtsp-varianty-uprazhnenij-i-primenyaemye-metody.html

Лфк для детей комплекс упражнений

"Комплекс упражнений лфк для детей"

Шесть месяцев – важный рубеж в жизни грудничка. Он уже может сидеть, свободно переворачивается, при поддержке пытается подняться на ножки. ЛФК для детей в 6 месяцев претерпевает изменения, трансформируются ее цели, содержание, продолжительность занятий.

Если у новорожденных детей более раннего возраста время упражнений и массажа ограничивалось 15 минутами, то теперь нужно уделять ребенку полчаса в день для гимнастики.

Малыш стал спать значительно меньше, увеличился период бодрствования, возросла физическая активность. После 6 месяцев необходимо укреплять и развивать опорно-двигательный аппарат, поддерживать мышечный тонус ручек и ножек, вырабатывать опорную реакцию у стопы. Ребенок должен уметь уверенно держать различные предметы, двигаться активно и с удовольствием.

Важно! Необходим регулярный осмотр у педиатра. Массаж и упражнения могут ограничиваться противопоказаниями при обнаружении отклонений физического развития малыша.

Цели занятий

  • научить ползанию на четвереньках;
  • развить координацию, ритмичность движений;
  • подготовить к восприятию речи частым обращением к малышу с использованием коротких фраз и оборотов;
  • разрешить ребенку двигаться вне пределов манежа, кроватки;
  • постепенно обучать новым усложненным движениям.

Основные правила выполнения ЛФК и массажа

  1. Упражнения начинаются по прошествии не меньше часа после кормления и не позднее получаса до еды.
  2. Занятия проводятся только при наличии бодрости, хорошего настроения ребенка.
  3. Если малыш проявляет недовольство, лучше сократить немного время гимнастики, отдавая предпочтение ее качеству, а не продолжительности.

Общие рекомендации

Одно из существенных событий в жизни 6-месячного грудничка – начало самостоятельного передвижения. Ползание ускоряет познание мира, приносит много радости малышу. Это и полезный для здоровья процесс, способствующий развитию мышц, участвующих в формировании осанки. Важно обратить внимание на правильные движения при ползании.

Сначала грудничок впервые ощущает возможность встать полноценно на четвереньки, оторвав живот от поверхности. В первую очередь он пытается выбросить вперед сразу обе руки, подтянув затем ноги.

Второй этап – движения асимметричные: переставляется рука и нога, находящаяся на одной стороне тела, потом подтягиваются другие рука и нога.

И, наконец, наступает качественный сдвиг – ребенок осваивает наиболее удобный способ: начиная с опоры на правую руку, левую ногу, заканчивает цикл подтягиванием левой руки, правой ноги.

Малыш способен осмысленно передвигаться, и важно предоставить для этого широкие возможности. Границы кроватки становятся слишком тесными, необходимо освоиться в окружающем пространстве, научиться ориентироваться. В этот момент важна свобода передвижения, поэтому ребенка нужно выпустить на пол, низкий диван, кресла.

Важно! По голому полу ползание на четвереньках неудобно – холодно, излишняя мышечная нагрузка. Необходимо постелить чистый ковер.

Также нужно обеспечить максимальную безопасность малышу. Вынести неустойчивые предметы, создать максимум свободного места. Для стимуляции физической активности можно разместить возбуждающие любопытство безопасные вещи в разных концах комнаты. Первые попытки ползания должны быть частыми, но непродолжительными, с каждым днем их можно немного удлинять.

[attention type=yellow]

У младенцев 6 месяцев и старше работа мышц рук становится более сбалансированной,  движения – точнее и экономнее. Они берут игрушку только одной рукой, перекладывают ее, стучат о кроватку.

[/attention]

Ребенок уже может расслаблять и напрягать мышцы отдельных групп – напрячь пресс, расслабить спину и т. д. Стало возможным исполнять сложные упражнения, развивающие координацию. Желательно каждый раз называть движения одинаковыми словами, разговаривая с малышом.

Упражнения и массаж

Лучше придерживаться разработанного комплекса упражнений для 6-месячных малышей, соблюдая необходимые условия:

  • выполнять процедуры в предварительно проветренном помещении при температуре +22° C;
  • для занятий подготовить стол, с положенными сверху байковым одеялом, клеенкой, пеленкой;
  • мыть и вытирать руки перед упражнениями;
  • массаж проводить осторожно, мягкими движениями, из-за ранимости кожи, нежности мышц, связок, костей;
  • не применять тальк и вазелин при массаже – могут засориться поры на коже.

Комплекс

  1. Скрещивание рук. Позволить ребенку ухватиться каждой ручкой за указательные пальцы рук взрослого и делать скрещивающие движения рук в области груди. Можно дать в руки погремушки для усложнения. Темп выполнения упражнения меняется. Повторить 6 раз.
  2. Сгибания ног.

    Взять малыша за голени, выполнять сгибающие и разгибающие движения по типу ходьбы, бега, варьируя темп. Несмотря на пассивность упражнения, все мышцы ног, стоп активно работают. Для создания преодолеваемого усилия расположить мизинцы под стопами ребенка. Выполнить 4 раза.

  3. Переворот на живот.

    Полугодовалый малыш способен самостоятельно выполнить переворот, нужно только попросить его это сделать словами. Если не понимает, разместить игрушку сбоку или немного повернуть бедра в сторону.

  4. Массаж спины, ягодиц.
  5. Активное потягивание. Подвесить игрушку немного дальше и стимулировать кроху к ней тянуться. Повтор 4-5 раз.
  6. Круговые движения ножками.

    Выполнять согнутыми в коленях ножками круги в разные стороны. Повторить от 3 до 5 раз.

  7. Ползание. Положить малыша на живот, встать лицом к его ногам. Поставить на четвереньки и предложить ползти, чем-нибудь заинтересовав. Если малыш уже самостоятельно ползает, упражнение выполнять не нужно, он будет это делать на протяжении дня.
  8. Массаж живота.

  9. Присаживания. Дать обе руки (постепенно можно давать одну) малышу и побудить его сесть. Колени придерживать свободной рукой. Когда малыш сядет, провести ему по спинке рукой снизу вверх, добиваясь, чтобы он разогнул спину. Потом осторожно положить ребенка на бок. Хорошая тренировка мышц пресса. Выполнить 2 раза, меняя бок и руку.
  10. Круги руками.

    Развивает координацию. Делать в медленном темпе 5 раз.

  11. Массаж стоп.
  12. Поднимание выпрямленных ног. Указательным и большим пальцем охватить голени, положив другие на коленки. Поднять ноги в вертикальное положение, опустить. Повторить 8 раз.
  13. «Ласточка». Уложить на живот, раскинуть руки. Обхватив за бока, поднять, ножками уперев в свой живот.

    Сделать от двух до трёх раз.

  14. Массаж груди.
  15. «Бокс». Уложить на спину, дать малышу ухватить большие пальцы. Имитировать осторожные боксерские движения. Стараться ручку направить к центру для приподнимания плеча. Ребенок будет немного поворачиваться на бока. Выполнить 5 раз.

Комплексы упражнений существуют на видео, где можно также посмотреть примеры выполнения динамической гимнастики. Она содержит кувырки, раскачивания, подбрасывания младенцев. Упражнения выглядят сложными, но они эффективно способствуют укреплению здоровья, духовному, физическому развитию.

Важно! Занятия динамической гимнастикой можно практиковать только при помощи опытного инструктора.

Детям, имеющим врождённую ДТС-дисплазию тазобедренного сустава, назначается ЛФК с особой осторожностью, хотя она является важным элементом терапии.

Большое место отводится лечебному массажу, который выполняется с применением специальных приемов. Комплексное применение всех процедур с первых дней жизни иногда позволяет полностью избавиться от патологии.

Упущенное время может привести к тяжелым последствиям. При ДТС массаж необходимо выполнять исключительно специалисту.

Массаж для грудничков

При массаже улучшается циркуляция крови, лимфы, начинают усиленно функционировать потовые, сальные железы, удаляются омертвевшие ткани кожи. Повышается тонус мышц, их способность к сокращению и эластичность, укрепляются и становятся более подвижными связки. Массажные движения малышам делаются бережно и нежно, без рывков и сильных надавливаний.

  1. Массаж рук. Уложить ребенка на спину. Одной рукой взять его за запястье, пальцами другой поглаживать и растирать пальчики малыша по очереди, от конца к основанию. Повторить два раза, закончить поглаживанием ладошки. Затем дать ребенку ухватить большой палец взрослого, второй рукой гладить и растирать в направлении от запястья к локтю, потом к плечу. Поглаживающие движения производить с обеих сторон руки, растирающие – только с наружной.
  2. Массаж груди. Начинается с поглаживания вдоль грудины ладонями снизу вверх, разводя их к плечам. Выполнить 3 повтора. Продолжить поглаживания пальцами от грудины по ребрам к бокам. Следующий этап – растирания. Производятся пальцами, легкими нажатиями, спиралевидными движениями по грудине снизу вверх. Затем от грудины к бокам вдоль межреберных промежутков.

Важно! В области сердца массаж выполнять не рекомендуется.

  1. Массаж живота. Ладонью правой руки описывать круги на животе по часовой стрелке. Затем поглаживать двумя ладонями одновременно в направлении от боков к пупку. Растирания – согнутым в суставе пальцем двигаться по кругу спиралевидными движениями, расширяя диаметр от пупка. Направление – по часовой стрелке. Затем такой же путь можно пройти пощипывающими движениями.
  2. Массаж ног. Первый этап – массаж стоп. Одной рукой обхватить голень слегка согнутой ноги малыша. Другой поглаживать стопу от пальцев к голеностопу. Расположение пальцев: большой на подошве, другие – на тыльной стороне. Растирать большим пальцем спиралевидными движениями подошву стопы от пальчиков к пятке. Для распрямления пальчиков поглаживать тыльную сторону. Голень и бедро поглаживать и растирать стачала от голеностопа к колену, потом от колена к тазобедренному суставу.
  3. Массаж спины, ягодиц. Поглаживание в направлении вдоль позвоночника и от позвоночника к бокам. Растирание спиралевидными движениями пальцев по позвоночнику от ягодиц к шее, и в поперечном направлении – вдоль ребер. Разминание легкой оттяжкой мышц с последующими S-образными движениями пальцев рук. Ягодицы поглаживать ладонями, от внешней поверхности к центру. Растирания – фалангами согнутых пальцев по спирали круговыми движениями. Можно добавить пощипывания.

Упражнения в воде

Хороший оздоравливающий и укрепляющий эффект дают упражнения в воде. Следующий комплекс малышу 6 месяцев можно выполнять в обычной ванне.

  1. Проводки по воде в разных направлениях. Лежащему на спине ребенку положить одну руку под голову и плечи, другую – под ягодицы, ноги погружены в воду полностью. Проводки назад, вперед, в правую и левую сторону, зигзагами. Повторить 3 раза.
  2. Аналогичное предыдущему упражнение, только обе руки лодочкой подложить под голову, захватив спину.

Важно! Только за голову ребенка держать нельзя из-за возможного повреждения шейного отдела позвоночника.

  1. Проводки на животе. Ладони обеих рук подложить под грудь малыша, его подбородок упирается в верхнюю часть ладоней. Выполнять такие же разнонаправленные движения. При приближении к краям ванны дать возможность оттолкнуться от них ножками.
  2. Поднять ребенка в вертикальное положение. Удерживая его за подмышки, побудить малыша походить по дну. Здесь одновременно производится закаливание, так как верхняя часть туловища находится над водой.
  3. Подготовка к нырянию и задержке дыхания. В вертикальном положении подложить руку под грудь малыша, слегка наклонив его вперед. Его ручки держатся за руку взрослого, подбородок удерживается большим пальцем. Другой рукой зачерпнуть воды со стороны спины и полить на голову с попаданием нескольких капель на лицо. Повторить 3 раза с интервалом 0,5 мин, чтобы ребенок отдышался и не почувствовал негативной реакции на новые ощущения.
  4. Повторить упражнения с 1 по 4.
  5. Усадить на дно, дать игрушки, поддерживая подмышками. Позволить ему бить по воде, брызгаться, брать игрушки, поощряя ребенка словами и действиями.

Вывод

ЛФК оказывает на организм малыша разностороннее воздействие. Физкультура активизирует функционирование систем, органов: усиливается кровоснабжение мышц, ускоряются окислительные процессы, лучше выводятся продукты жизнедеятельности клеток, укрепляются и развиваются костные ткани и связки.

Кроме того, физические занятия с ребёнком приносят множество положительных эмоций маме и малышу.

Источник: https://detki.shukshin-net.ru/lfk-dlja-detej-kompleks-uprazhnenij/

Комплекс упражнений лфк для детей

"Комплекс упражнений лфк для детей"

Лечебная физическая культура (ЛФК) являет собой комплекс физкультуры, направленный на реабилитацию, профилактику и лечение. Включает в себя грамотно подобранные упражнения и постановку правильного дыхания.

Показания к проведению

Рекомендуется детям всех возрастных категорий. Показания лечебной физкультуры детям:

  1. Рекомендуется для всех здоровых детей с целью усиления деятельности всех систем и органов, процессов обмена, повышения адаптации организма к различным факторам.
  2. Формирует правильную осанку.
  3. Детям, имеющим временные или постоянные отклонения здоровья (поражения сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, опорно-двигательной систем организма).

Помимо основных целей, ЛФК также имеет воспитательно-дисциплинирующую функцию. На занятиях ЛФК для детей ребенок познает себя в окружающем мире, получает некоторые навыки гигиены.

Также физкультура важна для лучшей адаптации в школе, повышает устойчивость к стрессам, улучшает успеваемость и эмоциональный фон у школьников, снижает чувствительность к аллергенам.

ЛФК имеет некоторые противопоказания, поэтому требует предварительной консультации со специалистом.

Занятия с младенцами

Когда ребенок рождается, его организм еще не сформировался полностью, поэтому все его движения — это дерганья руками и ногами.

Чтобы его организм смог уже тогда развиваться, придумали гимнастические упражнения для малышей. Это делается для того, чтобы организм ребенка развивался уже в этот период.

Эти упражнения делаются не только для больных детей, но и для здоровых, чтобы патология не обнаружилась позже.

Как же эта гимнастика помогает организму ребенка?

Когда мы двигаемся, то мышечная масса получает больше крови, то есть и больше всего, что есть в ней. Обмен веществ работает лучше, так как расходуется больше энергии и больше потребляется организмом.

Из-за ускоренного обмена веществ наши органы, например, почки, желудок, печень, начинают развиваться лучше, поскольку работают активнее. Укрепляется иммунитет ребенка. Нервная система получает хороший стимул к развитию.

[attention type=red]

Укрепляется опорно-двигательный аппарат, вестибулярный аппарат, мышцы и кости лучше скрепляются. Ребенок начинает крепче спать, что тоже плюс, так как меньше просыпается по ночам.

[/attention]

Вообще, лечебная гимнастика разрабатывалась для того, чтобы ребенок быстрее научился двигаться, хотя бы начал делать простые движения. Также регулярные занятия улучшат его осанку и предотвратят гипертрофию мышц.

Как правильно проводить гимнастику?

Начинать заниматься нужно, когда возраст ребенка — уже месяц, заканчивать каждое занятие массажем — это помогает мышцам расслабиться. При неблагоприятном самочувствии ребенка стоит перестать проводить занятия!

Если ваш ребенок отвлекается на что-то другое, начните делать другое упражнение, возможно, это ему не нравится, а в конце отвлеките его чем-то интересным.

Проводить гимнастику нужно спустя два часа после или за два часа до еды и купания, предварительно проветрив помещение, но температура должна быть не ниже 20 градусов.

Общее время гимнастики не должно быть меньше 15 минут, сопровождать процесс нужно одобрительными словами и положительными эмоциями.

Виды упражнений

Упражнения ЛФК для детей имеют много видов, ниже перечислены самые распространенные из них. Наиболее популярны те, что направлены на:

  1. Развитие дыхательной системы. Малыш лежит животом вверх, руки скрещены на груди. Сначала поднимаем одну руку, потом вторую, затем обе, за голову запрокидываем их. Ребенок лежит на спине, сгибаем ноги и сводим их вместе, повтор упражнения до 3 раз, затем придерживаем ножки и поворачиваем таз в стороны.
  2. Тренируем перевороты со спины на животик и наоборот. Для этого вытягиваем ручку малыша, через которую будет осуществлен переворот, вверх, учим его этому упражнению. Чтобы научить ребенка ползать, нужны два человека, которые будут держать его за конечности и по очереди двигать ими. Когда малышу будет больше 4 месяцев, его поднимают за спинку и учат садиться при помощи рук ребенка.

Гимнастика не делается в следующих случаях:

  • малыш болен гриппом;
  • проблемы с сердцем;
  • расстройство слизистой;
  • проблемы с желудком;
  • проблемы с легкими;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Вывод: гимнастику нужно проводить в любом случае после консультации с врачом, но не забывайте, что развитием ребенка должны заниматься родители.

Применение ЛФК при детском церебральном параличе

ЛФК для детей с ДЦП может улучшить:

  • координацию;
  • баланс;
  • силу;
  • гибкость;
  • выносливость;
  • управление болью;
  • положение;
  • общее здоровье.

Сочетание упражнений, методов расслабления мышц и специального оборудования используется для улучшения движения. Степень, в которой физическая терапия может улучшить специфические проблемы ребенка, зависит от тяжести состояния. Упражнения для церебрального паралича направлены на лечение высокого или низкого мышечного тонуса.

Высокий мышечный тонус вызывает жесткость и спастичность, тогда как низкий тонус мышц вызывает слишком большую гибкость и слабость. Упражнения для гибкости и массажи часто используются для детей со спазматическим церебральным параличом.

Силовые тренировочные упражнения используются для увеличения тонуса мышц у детей с атетоидным церебральным параличом.

Специальные упражнения также используются для помощи при ходьбе, позе, переходных движениях и сенсорных нарушениях, например, прикосновениях и балансе. Положение улучшается с помощью упражнений, которые выполняются сидя, стоя на коленях и стоя.

Терапевты используют различные средства для подвижности, чтобы сделать физкультуру более эффективной. Крепления, отброс, шины и вкладыши в обувь — это виды ортопедического оборудования, которое помогает ходить ребенку и двигаться суставам.

Физическая терапия также часто включает в себя следующие инструменты:

  • упражнения на шаре;
  • полосы сопротивления;
  • свободные веса;
  • бассейны;
  • горячие и холодные упаковки;
  • электрическую стимуляцию мышц.

В некоторых случаях электрическая стимуляция используется для улучшения функции ходьбы и работы верхних конечностей. Физиотерапевты должны адаптировать лечение на разных стадиях развития.

Важнейшие этапы — когда ребенок находится в дошкольном и раннем школьном возрасте. Дети на ранних стадиях развития изучают и испытывают многое благодаря игре, что делает ее важным аспектом ранней терапии.

Малыши с ЦП часто неохотно прикасаются к своему лицу или практикуют определенные движения, необходимые для обучения и физического развития.

Процедуры при плоскостопии

Для проведения ЛФК при плоскостопии у детей прекрасно подойдут игровые комплексы. Маленькие дети могут заниматься рисованием, используя пальцы ног. Также можно собирать игрушки с пола.

Упражнения для детей можно придумывать самому. Их лучше всего чередовать, увеличивать длительность занятия, повторять их через небольшой промежуток времени. Для детей, которые уже пошли в школу, рекомендуется увеличить нагрузки.

Повторения упражнений увеличить до двадцати.

Занятия для ребенка школьного возраста

Выполнить комплекс упражнений из положения сидя на стуле:

  • схватить пальцами ног небольшой предмет и пытаться поднять его;
  • схватить ногами мячик и поднять его на максимально возможную высоту;
  • сводить и разводить пятки, при этом надо касаться пола носками;
  • тянуть стопы по полу или катать палку по полу.

Уже стоя выполнить следующее:

  • залезть на гимнастическую стенку и распределить массу тела на центр стопы;
  • приседать на носках, руки должны быть направлены в стороны;
  • ходить по палке или ребристой доске;
  • сделать массаж стоп с помощью коврика с супинаторами;
  • выполнить перекат с носков на пятки, спину держать ровно;
  • ходить носками по наклоненной доске.

В рамках ЛФК необходимо часто выполнять данные упражнения. Нельзя прекращать занятия при появлении небольших улучшений, нужно закрепить результат. Чтобы добиться явного прогресса в лечении, нужны усилия не только самого ребенка, но и его родителей.

Проблемы со спиной

Врачи рекомендуют начинать заниматься ЛФК для детей с нарушениями осанки уже с двух-трех месяцев. Занятие ЛФК поможет привести в тонус мышцы спины, подкорректировать неправильную форму позвоночника. Постоянные занятия помогут ребенку держать спину ровно.

Для детей до семи лет рекомендуется выполнять упражнения не реже трех-четырех раз в неделю. ЛФК выполнять в течение трех месяцев с возможным перерывом в два месяца. Занятия рекомендуется постоянно усложнять (один раз в три недели). Это необходимо для быстрого получения результата. Если этого не делать, то мышцы ребенка начнут привыкать к нагрузкам, из-за этого эффективность занятий упадет.

Комплекс упражнений для профилактики

Комплексы ЛФК для детей могут быть следующими. Ноги поставить на уровне ширины плеч, руки — на пояс. Локти разводить до того момента, пока лопатки не сомкнутся. Повторить пять раз.

Выполнять наклоны, руки должны находиться за спиной. Наклоны делать вправо-влево и вперед-назад. Повторить шесть раз.

Ноги поставить как можно более широко, кисти рук положить на плечи. Делая вдох, сделать наклон вперед, при выдохе вернуться обратно в исходное положение.

Взять бодибар и вытянуть прямо перед собой. При выдохе присесть, при вдохе вернуться обратно в исходное положение. Повторить пять-шесть раз. Во время упражнения спину нужно держать ровно.

Источник: https://deti.medicalfirst.ru/kompleks-uprazhnenij-lfk-dlja-detej/

Лечебная физическая культура при ДЦП: основные комплексы упражнений

"Комплекс упражнений лфк для детей"

Здравствуйте уважаемые читатели! Однажды я публиковала статью о методике лечения ДЦП В. А. Бандурина. Он разработал свою систему по правильному питанию и проведению лечебной гимнастики для детей с ограниченными возможностями. Обязательно почитайте этот пост, если возникает вопрос о лечении таких деток. Сегодня мы поговорим об основных принципах и целях лечебной физкультуры при ДЦП.

ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности.

При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП.

Что это?

Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

  • Обучение ребенка бытовым умениям;
  • Познание больным элементарной трудовой деятельности;
  • Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

Принципы методик

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

  1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
  2. Отсутствие длительных перерывов;
  3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
  4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
  5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

Роль занятий

ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:

  • Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
  • Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
  • Активизирование ослабленных мышц;
  • Борьба с искривлением позвоночного столба;
  • Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
  • Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.

Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.

Какие занятия включает в себя?

Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:

  1. Для расслабления;
  2. Для улучшения динамики;
  3. Для стимуляции действий;
  4. Упражнения в положении лежа, сидя;
  5. Занятия игрового типа и др.

Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП от инструктора с многолетним стажем – Кириченко Валентины Анатольевны

Также можно добавить то, что не вошло в фильм, это:

  • Если ребенок с трудом ходит сам или не ходит совсем самостоятельно, занятия нужно начинать близ брусьев или жесткой опоры, затем чередовать с натянутого каната на ослабленный. Потом все это проделывать возле стены.
  • Чтобы центр тяжести равномерно распределялся на обе стороны тела, упражнения нужно проделывать сначала одной ногой и рукой, затем другой.
  • На ослабленную часть (или сторону) давать большую нагрузку.
  • Упражнения на приседания не должны быть глубокие, в большинстве случаев только на высоту голени…

Занятия для стимулирования двигательного аппарата

Специалисты разработали ряд упражнений ЛФК при ДЦП, которые позволяют развивать и укреплять двигательные способности больного. К ним относится:

  1. Ребенок должен принять исходную стойку – сесть на пятки. Встаньте перед ним, его руки положите на плечи, зафиксируйте пациента в тазовой области, постепенно стимулируйте вставание на колени;
  2. Ребенок должен встать на колени. Поддерживайте его под мышки, начните передвигать в разные стороны, чтобы он учился без чьей-либо помощи переносить массу тела на одну ногу. Другую ногу он должен самостоятельно отрывать от опорной точки и разводить руки в стороны;
  3. Ребенок должен сесть на стул. Встаньте к нему лицом. Своими ногами зафиксируйте его ноги к полу, возьмите за руки. Руки тяните вперед и вверх, чтобы он учился вставать без помощи посторонних;
  4. Ребенок должен встать так, чтобы одна нога была размещена впереди другой. Попеременно подталкивайте пациента в спину, потом в грудь. Это научит его сохранять равновесие;
  5. Ребенок должен встать. Возьмите его за одну руку, начините тянуть и толкать в разные стороны, чтобы он сам сделал шаг;
  6. Следующее начальное положение для занятия – лечь на спину. Он должен надавливать стопами на прочную поверхность. Это упражнение развивает опороспособность.

Занятия для развития движений в суставах

Упражнения, необходимые для развития и укрепления суставов:

  1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
  2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
  3. Пациент ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
  4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
  5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
  6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

Занятия для живота

Приведем ряд упражнений, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

  1. Ребенок садится на колени к матери. Его спинку необходимо прижать к груди мамы, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, мама оказывает ему помощь;
  2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
  3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.

Занятия, необходимые для растяжки

Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:

  1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
  2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
  3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
  4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу.

Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!

Все эти упражнения на растяжку направлены на: 

  • Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
  • Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
  • Укрепление мышц рук и ног.

Занятия для расслабления

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком.

Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется инструктором (мамой).

[attention type=green]

Инструктор (мама) удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

[/attention]

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Мама удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Занятия для корректировки дыхания

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

  1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
  2. Научите произносить звуки (а, о, э и т.д.) с разной громкостью, играйте на губной гармошке, пойте;
  3. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!

На этом у меня все, но к данной теме мы еще вернемся в следующей статье, где одна наша читательница поделится личным опытом оздоровления ребенка с ДЦП.

Источник: https://blog-travuscka.ru/dvizhenie-i-sport/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-pri-dcp-osnovnye-kompleksy-uprazhnenij.html

Медицинская энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: