“Первичный и вторичный дефект”

Читать онлайн Педагогика: Шпаргалка страница 14. Большая и бесплатная библиотека

"Первичный и вторичный дефект"

Норма – это конвенциональное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, который отражает объективное положение вещей в той или иной сфере, но не существует в ней. Соответственно, отклонение от нормы, от общей закономерности носит название аномалия. В современных психолого-педагогических науках выделяют несколько базовых понятий:

1) предметная норма, которая включает в себя необходимый набор знаний, навыков, умений, необходимых ребенку для овладения содержанием образовательной программы;

2) социально-возрастная норма, которая фиксирует наличие необходимых интеллектуальных и личностных характеристик ребенка на конкретном возрастном этапе;

3) индивидуальная норма, раскрывающаяся в индивидуально-личностном своеобразии ребенка;

Анализ отклонений от нормы фиксирует несколько основных групп отклонений: это физические, психические, педагогические и социальные группы отклонений.

Первая группа – группа физических отклонений – включает в себя прежде всего характеристики состояния здоровья человека. Критерии выделения нормы и аномалии состояния здоровья базируются на медицинских показателях (вес, рост объем и др.).

Причинами физических отклонений могут быть как эндогенные, так и экзогенные (т. е. внутренние и внешние) факторы. К первым, в частности.

[attention type=yellow]

могут относиться наследственные факторы, ко вторым – воздействия окружающей среды, как природной, так и социальной. Классификация физических отклонений была принята ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) в 1980 г. В ее основу был положен британский вариант группировки ограниченных возможностей.

[/attention]

Данная классификация является трехзвенной и включает в себя: 1) недуг – отклонения, которые проявляются в затруднениях по выполнению деятельности; 2) ограниченная возможность – отклонения, связанные с ограничением возможности выполнения деятельности; 3) инвалидность – отклонения, проявляющиеся в полной или частичной недееспособности. Вторая группа – группа психических отклонений – включает в себя отклонения связанные с психическим развитием ребенка. Прежде всего сюда следует отнести отклонения, связанные с умственным развитием ребенка (различные виды умственной отсталости), общая задержка психического развития (ЗПР), а также нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы В отличие от негативных, присутствует и группа позитивных отклонений, которые проявляются в феномене одаренности детей и требуют к себе повышенного внимания. Третья группа – группа педагогических отклонений – связана с характеристикой ребенка с точки зрения овладения им определенным уровнем образования на конкретном возрастном этапе в соответствии с существующими образовательными стандартами. Последняя группа – группа социальных отклонений – включает в себя аномалии в поведении или деятельности ребенка.

44. ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ

Дети с отклонениями в развитии имеют недостатки (физические или психические), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые – компенсироваться.

Дефект развития – это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков. Дефект не отрицает положительных тенденций в развитии аномального ребенка.

Данные положительные тенденции зависят от внешних условий и являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде.

При анализе отклонений необходимо проводить четкую дифференциацию первичного и вторичного дефектов. К разряду первичных дефектов относится вся совокупность отклонений, вызванных биологическими факторами или факторами окружающей среды, поражающими органику.

К первичным дефектам относятся наследственные отклонения, нарушения слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т. д. К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляющихся на основе первичного.

То есть вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития. Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта. Помимо вторичного дефекта, можно выделить и третичный.

Например, первичным дефектом может выступать поражение коры головного мозга различной локализации, вторичным – нарушение в развитии психофизических процессов, а третичным – отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств.

Форма и содержание вторичных и третичных отклонений зависит от характера ведущего дефекта и обусловлены им. Как правило, вторичные дефекты в развитии затрагивают прежде всего наиболее интенсивно развивающиеся в дошкольном возрасте психические функции: речь, мелкая моторика, пространственные представления произвольная регуляция движений.

Как отмечают многие психологи, существует единство и сложная взаимосвязь между первичным и вторичным дефектами.

Так, например, Выготским было доказано, что существует тесная взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных нарушений при олигофрении.

С точки зрения Выготского, недоразвитие мышления и высших форм памяти – все это вторичные дефекты, обусловленные затрудненным усвоением социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.

45. КОМБИНИРОВАННЫЕ НАРУШЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ

В ряде случаев у ребенка может наблюдаться не одно, а несколько нарушений, тогда говорят о сложном или комбинированном дефекте (например, слепоглухонемота).

Комбинированный дефект характеризуется сочетанием двух и более нарушений, которые в равной мере обусловливают структуру нетипичного развития ребенка и трудности реализации образовательных практик по отношению к нему.

При коррекционно-педагогической работе с ребенком, имеющим комбинированное нарушение, возможно выделение ведущего, главного нарушения и осложняющих его расстройств. Данные дефекты могут иметь характер повреждения или недоразвития, но чаще всего они сочетаются.

[attention type=red]

Комбинированный дефект представляет собой не просто суммарное сочетание двух и более дефектов развития; он имеет надсистемное качество и особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.

[/attention]

К категории детей со сложными дефектами относятся:

1) дети с умственной отсталостью, комбинирующейся с нарушениями слуха;

2) дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

3) дети глухие, слабовидящие:

4) слепоглухонемые дети;

5) дети с ЗПР, отягченной дефектами зрения или слуха;

6) глухие и слепые дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта) 7) дети с множественными дефектами (слепоглухие с умственной отсталостью; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью).

Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Причинами возникновения сложных дефектов могут быть, как указывает Б.П. Пузанов, наследственные и экзогенные факторы. Наиболее тяжелой группой детей со сложными дефектами выступают слепоглухонемые дети (это не только дети, полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с частичным поражением сенсорной сферы, т. е.

слепые с потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке). Такие дети практически полностью лишены способности получать информацию об окружающем мире по естественным каналам.

Это в свою очередь увеличивает значимость коррекционного образования для них по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты.

46. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение, выражающееся в совершении поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. В психолого-педагогической литературе существует дифференцированный подход к характеристике отклоняющегося поведения Выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

1) отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм;

2) нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, замкнутость, жестокость, недоверчивость), но которые, оставшись без внимания, могут привести к правонарушениям;

3) правонарушения, т. е. поведение, нарушающее правовые нормы;

4) отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями.

Источник: https://dom-knig.com/read_231092-14

Нарушение слуха: первичный дефект, вторичный и третичный

"Первичный и вторичный дефект"

Дефект слуха обычно сильно оказывается на жизнедеятельности человека, особенно в тех случаях, когда он возник в раннем возрасте или был врождённым. Даже если изначально присутствует только нарушение слуха, со временем обязательно развиваются и другие нарушения.

Для того чтобы знать, как общаться с человеком, столкнувшимся с такой проблемой, необходимо разобраться со структурой первичного и вторичного дефекта. Это поможет разобраться с особенностями восприятия мира глухих и слабослышащих. Особенно важно это учитывать при работе с детьми с такой патологией.

Первичный дефект

Первичным дефектом называется нарушение, которое вызвано непосредственно действием повреждающего фактора и является основой или причиной последующих изменений. Если говорить о слабослышащих и глухих – таким дефектом является частичное или полное отсутствие слуха.

То, как проявляется это нарушение и как сказывается на жизни человека, зависит от многих факторов. Наиболее важными критериями для оценки общего состояния являются:

  1. Степень недостатка остроты слуха.
  2. Возраст, когда возникла данная проблема.
  3. Условия, в которых рос и развивался человек.
  4. Индивидуальные особенности человека, в том числе интеллектуальные способности.

Последние критерии особенно важен при оценке тяжести вторичного и третичного дефектов, так как условия могут способствовать адаптации человека с ограниченными возможностями к социальной активности или мешать этому. Именно от этого зависит, какими будут последствия проблем со слухом.

Для того чтобы сформировать оптимальные условия для каждого человека, который столкнулся с такой проблемой, необходима классификация вариантов первичных нарушений.

Это поможет распределить пострадавших по группам и для каждой из них подобрать подход, который поможет им хотя бы частично адаптироваться к жизни и самостоятельно заботиться о себе.

Наиболее важной является классификация, основанная на проверке слуха и оценке выраженности нарушений. Также большое значение имеет то, когда и как человек потерял слух.

По степени выраженности

Потеря слуха может быть частичной или полной. Между тем выраженностью проблемы и тем, насколько сложно будет человеку самостоятельно взаимодействовать с окружающими, существует прямая связь. Соответственно, от этого зависит и то, какая помощь ему нужна.

Выраженность первичного дефекта обычно оценивают по тому, на сколько дБ снижен слух по сравнению со здоровым человеком:

  1. До 50 дБ – первая категория слабослышащих. Они слышат обычную речь на расстоянии более метра, но хуже, чем здоровый человек. Шепот могут разобрать только возле ушной раковины. Такие пациенты обычно обходятся без слуховых аппаратов и не испытывают при этом значительных затруднений в общении.
  2. От 50 до 70 дБ – вторая категория слабослышащих. Хорошо слышат речь на расстоянии до 1 м. При наличии слухового аппарата могут легко общаться. Детям с таким уровнем слуха рекомендуется учиться в обычной школе.
  3. От 70 до 80 дБ – третья категория. Значительная потеря слуха. Такие слабослышащие распознают речь на расстоянии не более шага, шепот не воспринимается. Даже со слуховым аппаратом обучение должно проходить в специализированной школе для слабослышащих.
  4. Свыше 80 дБ – глухие. Не слышат ни речь, ни шепот даже непосредственно возле уха. Для таких детей обучение наиболее сложно и возможно только в специальной коррекционной школе по методикам для глухих.

Первая категория слабослышащих может адаптироваться и взаимодействовать с окружающими на хорошем уровне даже без посторонней помощи. В некоторых случаях до проверки слуха родители могут даже не догадываться, что у их ребёнка есть такая проблема.

По времени возникновения

Существует несколько вариантов того, по какой причине человек потерял слух. Это может быть врождённая или приобретенная патология.

Возможные причины:

  • Наследственность.
  • Тяжелые инфекции, перенесённые мамой ребёнка во время беременности, например, краснуха.
  • Различные заболевания, поражающие ухо, отит вследствие простуды или осложнения какой-то болезни.
  • Травматическое повреждение.

Разнообразие причин показывает, что нарушение слуха может возникнуть на любом этапе развития. Соответственно, это очень сильно сказывается на том, насколько сильным будет вторичный дефект, то есть последствия.

Выделяют три основные категории оглохших:

  1. Врождённая патология или оглохшие в младенчестве. Такие пациенты никогда не пользовались слуховым анализатором, поэтому их развитие изначально происходит с исключением этой сферы взаимодействия с окружающим миром.
  2. Пациенты, потерявшие слух в детстве. Без обучения приобретённые навыки общения быстро теряются.
  3. Нарушения слуха, приобретённые в относительно взрослом возрасте. Такие люди долго помнят звучание слов и звуков, выраженность последствий (вторичного и третичного дефектов) минимальна.

Нарушение слуха – первичный дефект, из-за которого в дальнейшем развиваются нарушения и некоторых других функций. Независимо от того, в каком возрасте произошла потеря остроты восприятия звука, если она утрачена полностью, человеку нужны поддержка и специальное обучение для того, чтобы общаться с другими людьми.

Вторичный дефект

Вторичным дефектом называют нарушения, которые вызваны не повреждающим фактором, а последствиями первичного дефекта. Они возникают в тех областях, которые наиболее тесно взаимосвязаны с основной проблемой. В случае с нарушением слуха – это расстройства речи разной выраженности.

В зависимости от того, насколько сильно снижена острота слуха можно делать прогноз, насколько реально, чтобы человек мог овладеть устной и письменной речью:

  1. Слабослышащим первой и второй группы обычно удаётся достаточно понятно высказываться и понимать окружающих. Они могут обучаться чтению и письму по той же методике, что и хорошо слышащие дети.
  2. Слабослышащие третьей группы тоже говорят. Но так как они не слышат чётко, их речь обычно не внятна, многие слова имеют неправильные окончания, в построении предложений очень много ошибок. При наличии слухового аппарата и обучении в специализированной школе можно улучшить речь, научиться чтению и письму на высоком уровне, научиться чтению по губам и выучить жестовый язык.
  3. Позднооглохшие. Если человек уже успел научиться говорить, этот навык сохраняется. Такие люди обычно хорошо понимают печатный текст и способны грамотно изложить свои мысли на бумаге. Но постепенно теряется внятность речи, появляются ошибки в произношении. Это связано с тем, что из-за потери слуха человек не может это контролировать, сравнивать то, как слышна его речь с тем, как это должно быть.
  4. Люди, которые родились глухими или потеряли слух в младенчестве, не могут научиться высказывать свои мысли вслух. Также им намного сложнее даётся обучение чтению, письму, вообще восприятие слов. Для этого нужны специальные методики, которые следует начать применять как можно раньше.

Родителям, чьи детки столкнулись с такой проблемой, нельзя отчаиваться. Нужно как можно раньше подобрать учебное учреждение, которое поможет ребёнку в дальнейшем приобрести необходимые ему знания и навыки.

Замечено, что чем больше словарный запас у слабослышащих, тем легче им понимать чужую речь, даже когда слышимость плохая.

Поэтому регулярные развивающие занятия помогают существенно увеличить шансы на успешную адаптацию в обществе.

Третичный дефект

К третичным нарушениям относятся те, которые являются последствиями первичного и вторичного дефекта. В рассматриваемом случае из-за проблем со слухом и речью наблюдаются определённые закономерности развития психоэмоциональной сферы, особенности мышления, восприятия мира и себя.

При серьёзных нарушениях слуха часто наблюдаются проблемы с формированием правильной самооценки, социальной активности, бывают проблемы с воспитанием волевой сферы. Характерны необычные проявления эмоций, что обусловлено невозможностью их описать, так как для этого необходимо владение абстрактными понятиями, что очень сложно для глухого человека.

Сложности во взаимодействии с окружающим миром могут сокращать возможности умственного развития. С другой стороны, даже при относительно высоком интеллекте глухого, он очень ограничен в понимании многих сфер, которые можно объяснить только словами, но очень сложно показать.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/uxa/narushenie-sluxa-pervichnyj-defekt.html

Первичный и вторичный дефект

"Первичный и вторичный дефект"

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Структура дефекта по Л.С. Выготскому

3. Учение о структуре дефекта Л.С. Выготский

Список используемой литературы

Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения.

Первичные — обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе.

Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.

Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе.

Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений.

Для практической работы с детьми также важно понимать что, чем дальше от первопричины отдалено нарушение, тем легче оно поддается коррекции.

[attention type=green]

Дефект — недостаток, нарушение или повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа или функции. По происхождению (природе) дефекты могут быть органическими и функциональными.

[/attention]

1.

Органический дефект — нарушение, отсутствие или недостаток какого-либо органа или его части. Может быть генерализированным (весь орган поражен, УО) и изолированным (слепота, глухота, нарушение движений).

Причины органических дефектов:

2) болезни (матери);

2. Функциональный дефект — нарушение функций органа или всего организма без нарушения тканей органа (Пример: психозы, неврозы, психопатии).

Причины функциональных дефектов:

1) социальные ситуации развития.

3. Выделяют темповый дефект.

Он проявляется в нарушении темпа развития, при этом возникает явление асинхронии развития. Асинхрония может проявляться в 3-х видах:

1) в виде ретардации (замедления развития, незавершенность).

Ретардация характерна для олигофрении и ЗПР. Возможна ретардация отдельных функций.

2) патологическая акселерация (ускорение) отдельных функций (Пример: раннее проявление полового влечения при олигофрении).

3) сочетание ретардации и акселерации. Встречается при раннем детском аутизме и др. типах искаженного развития.

Асинхрония порождает дисгармоничное развитие.

2. Структура дефекта по Л.С. Выготскому

Понятие структура дефекта ввел Выготский.

Он выявил, что первичный дефект может быть дефектом органическим, функциональным или темповым.

Вторичный дефект — это последствие первичного, влекущего изменения в психике.

[attention type=yellow]

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с первичным дефектом, если социальное окружение не компенсирует первичный дефект (Пример: глухота — первичный дефект, немота — вторичный дефект).

[/attention]

Существует механизм возникновения вторичного дефекта:

1.

Вторичному дефекту подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденным (первичным дефектом) (Например: немота у глухих).

2. Вторичный дефект характерен для функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде развития (Например: дошкольный возраст сензитивен к развитию произв. моторики, поэтому первичный дефект, приобретенный в этом возрасте ведет к двигательной расторможенности).

3. Важнейший фактор — социальная депривация: дефект ведет к нарушению общения с окружающими и значит затрудняет психич. развитие.

4. Особое место в образовании вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект.

а) игнорирование — наличие первичного дефекта отвергается (некритичность к своим умственным способностям у олигофренов).

б) вытеснение — сознательное непризнание существования первичного дефекта при подсознательном его принятии .

в) компенсация — такой тип реагирования на дефект, при котором происходит его осознание и замещение утраченных функций за счет более сохраненных.

[attention type=red]

г) сверхкомпенсация (или гиперкомпенсация) — усиленное развитие сохраненных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к жизненным проблемам.

[/attention]

Комбинированные нарушения — определяют как сложный дефект. Он характеризуется сочетанием двух или более первичных дефектов (Например: зрение и слух).

3. Учение о структуре дефекта Л.С. Выготский

1915 г. Трошин — моск. врач — автор идеи.

20-е г XX в. — Выготский обобщил свой опыт, поэтому идею учения часть приписывают ему:

Выготский: «Любой дефект реализуется прежде всего, как социальная ненормальность поведения» — это значит, что любой дефект имеет сложную структуру и развитие ребенка с дефектом также сложно-структурно:

1.

Органический дефект (тяжелое функциональное расстройство) — отсутствие слуха.

2. Вторичный симптомокомплекс:

1) первичный дефект вторичной симптоматики — отсутствие речи:

а) нет речи для думания (внутренней речи);

б) нет речи для общения;

в) нет внешней, внутренней речи

г) нет лексики, грамматики, синтаксиса, не наблюдается орфоэпия и интонация, не сформирована фонетическая система языка (орфоэпия — нормы литературного произношения).

2) отставание или специфическое развитие интеллекта.

3) специфика формирования межличностных связей и отношений.

4) специфика формирования личностных свойств

5) нарушение механизмов адаптивности (есть принадлежность объекту, личностное свойство)

6) специфика социальной реабилитации и адаптации.

7) потребность в организации коррегирующей среды и коррекционных воздействий.

Первичный дефект и подструктуры вторичного симптомокомплекса находится во взаимодействии:

1.

Чем больше поражен слух, тем труднее осуществлять коррекцию первичного дефекта вторичной симптоматики — речи, при чем, если накопление лексики (словарь), формирование грамматического строя языка и освоение синтаксической структуры возможно довести до нормы, то фонетическая система языка, интонация нормативными не станут никогда. Это объясняется тем, что отсутствие слуха физиологически обуславливает отсутствие нормативного произношения.

*Дефект — целостная клиническая картина, наступающая в результате психических заболеваний (шизоф, органические поражения), негативных изменений, динамика которых носит количественный а не качественный характер.

Клинически проявляется разного уровня обеднением ВПФ, эмоциональных и волевых свойств, собственно личностных характеристик. При оценке Д необходимо учитывать доболезненный уровень, дабы не спутать с индивидуально-типологическими свойствами.

[attention type=green]

Виды: изменение личности аутентического типа с дисгармоничным развитием; личностное расстройство с преобладанием явлений психической слабости и неглубокой ЗПР; дефект псевдоолигофренический (с аффективными растр/с кататоническими симптомами), психопатоподобные состояния; регрессивные проявления симптомокомплекса;

[/attention]

Биологические: и социальные факторы:

— ранее заболевание преимущ с ЦНС

— различного вида социальные и ЭМ депривации

— соц и псих стрессы

дефект асинхрония выготский симптомокомплекс

Дефект — целостная клиническая картина, наступающая в результате психических заболеваний (шизоф, органические поражения), негативных изменений, динамика которых носит количественный а не качественный характер.

Клинически проявляется разного уровня обеднением ВПФ, эмоциональных и волевых свойств, собственно личностных характеристик. При оценке Д необходимо учитывать доболезненный уровень, дабы не спутать с индивидуально-типологическими свойствами.

Читать еще:  От чего лечит мед

Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе.

Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений.

Для практической работы с детьми также важно понимать что, чем дальше от первопричины отдалено нарушение, тем легче оно поддается коррекции.

Возможность компенсации нарушений за счет опоры на сохранные функции. Эта закономерность вытекает из учения Л.С.Выготского о сложном, системном строении дефекта.

Любой дефект характеризуется сложной иерархией первичных нарушений, обусловленных поражением центральной нервной системы; вторичных нарушений, обусловленных тем, что ребенок развивается на дефектной основе; третичных нарушений — (отклонений в личностном развитии) и сохранных функций.

Например, вследствие поражения слухового анализатора возникает первичный дефект — снижение или отсутствие слуха, что в свою очередь приводит к отсутствию или грубому недоразвитию речи (вторичный дефект), в результате возникают проблемы личностного характера (третичный дефект). Однако имеются и сохранные функции (зрительное восприятие и т.д.), на которые в своей работе опираются специалисты.

[attention type=yellow]

Вся коррекционная работа с детьми, имеющими недостатки в развитии строится с опорой на сохранные функции, в «обход» пострадавших функций, т.е. при коррекции нарушений используется принцип «обходного пути».

[/attention]

Список используемой литературы

1.

Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература)

2. Учебный центр «Логопед Мастер».

«Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для коррекционной педагогики». (ноябрь 2009).

3. Психологический журнал Леонида Чупрова.

В.В. Лучков, М.С. Певзнер. «Значение теории Выготского для психологии и дефектологии (ноябрь 2009).

4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- Москва, Международная педагогическая академия, 1994. (с. 61-66).

5. В. А. Епифанов «ЛФК: Справочник» 20003. — 654 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие целостной личности и доминирующая в ней роль, идея сверхкомпенсации. Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта. Теория и практика воспитания ребенка с дефектами слуха, зрения — учение о сверхкомпенсации.

Источник: https://bimimi.ru/kashel/pervichnyj-i-vtorichnyj-defekt.html

Первичный и вторичный дефект при аномальном развитии ребенка

"Первичный и вторичный дефект"

Процесс развития — единый процесс, в котором:

  • каждый последующий этап развитиязависит от предыдущего,
  • каждый последующий способ реагированиязависит от достигнутого ранее.

 Структура дефекта психического развития

Л. С. Выготский говорит о необходимости различать:

  1. первичный дефект и
  2. вторичные осложнения развития.

Он пишет о том, что неправильно было бы выводить все симптомы, все особенности психики умственно отсталого ребенка из основной причины его отсталости, т. е. из факта поражения его головного мозга. Поступать так значило бы игнорировать процесс развития.

Отдельные симптомы находятся в различном и чрезвычайно сложном отношении к основной причине. «Все симптомы не выстраиваются в один ряд, каждый член которого находится в совершенно тождественном отношении к причине, породившей весь ряд»18, — пишет Л. С.

Выготский.

Эти чрезвычайно важные, еще не получившие адекватной оценки мысли Л. С. Выготского имеют, разумеется, более широкое значение. Они важны не только для дефектологии, но и для психопатологии в целом.

Л. С. Выготский предлагает при оценке развития психики умственно отсталого ребенка отличать ядерные признаки* умственной отсталости от вторичных и третичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром.
* (Недостаточно хорошо, по его мнению, изученные, но в основном определенные).

Далее Л. С. Выготский пишет:

  • «Первым и наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психологических функций. Под этим разумеют обычно недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера, слагающихся и возникающих в процессе социального развития ребенка.
  • При этом замечательным является тот факт, что само по себе недоразвитие высших психологических функций не является обязательно связанным с картиной дебильности»19.

Различение первичных и вторичных дефектов развития имеет, по мнению Л. С. Выготского, не только теоретический, но и сугубо практический интерес в том смысле, что вторичные осложнения и задержки оказываются наиболее поддающимися лечебно-педагогическому воздействию. Но об этом несколько позже.  

 Концепция своеобразия истории развития умственно отсталого

Л. С. Выготский приходит к важнейшему выводу:

  • умственно отсталый«принципиально способен к культурному развитию,
  • принципиально может выработать в себевысшие психические функции,
  • но фактически оказывается часто культурно недоразвитыми лишенным этих высших функций».

Он объясняет это своеобразием истории развития умственно отсталого.

Для того чтобы понять суть концепции Л. С. Выготского, следует разобраться в том, что он подразумевает под своеобразной историей развития олигофрена. В этой связи мы приведем рассуждения Л. С. Выготского, содержащиеся в его работе «Развитие высших психических функций».

Л. С. Выготский обосновывает необходимость различать культурный и биологический процессы развития. Он говорит о тесном сплетении этих двух линий развития в реальной жизни обычного ребенка: «

Культура человечества слагалась и созидалась при условии известной устойчивости и постоянства биологического человеческого типа. Поэтому ее материальные орудия и приспособления, ее социально-психофизиологические институты и аппараты рассчитаны на нормальную психофизиологическую организацию

»20.

Выготский продолжает: «Эта связь, приуроченность той или иной стадии или формы развития к определенным моментам органического созревания возникала столетиями и тысячелетиями и привела к такому сращиванию одного и другого процессов, что детская психология перестала различать один процесс от другого и утвердилась в той мысли, что овладение культурными формами поведения является столь же естественным симптомом органического созревания, как те или иные телесные признаки. Впоследствии эти симптомы стали приниматься за самое содержание органического развития. Сперва было замечено, что задержка в развитии речи или невозможность овладения письменной речью в определенном возрасте является часто симптомом умственной отсталости. Впоследствии эти явления стали приниматься за самое существо того состояния, симптомами которого они могут явиться при известных условиях. Вся традиционная дефектология, все учение о развитии и особенностях аномального ребенка еще более, чем детская психология, была проникнута идеей однородности и единства процесса детского развития и располагала в один ряд первичные — биологические — особенности дефективного ребенка и вторичные — культурные — осложнения дефекта»21.

Далее Л. С. Выготский пишет о том, что «основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, расхождение обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка». В этой мысли Л. С.

Выготского о расхождении двух планов развития ребенка с неполноценной нервной системой следует искать ключ к пониманию своеобразия этого развития. Биологическая неполноценность ребенка лишает его возможности своевременно, т. е.

с самого младенческого возраста, усваивать культуру человечества. А эта культура преподносится ребенку в форме привычных для человеческого общества приемов и обычаев воспитания, рассчитанных на здорового ребенка.

Особенно остро выступает это несоответствие в периоды раннего и дошкольного воспитания.

Источник: https://luxeth.ru/pervichnyj-i-vtorichnyj-defekt-pri-anomalnom-razvitii-rebenka/

➤ Первичный и вторичный дефект у детей с диагнозом ЗПР

"Первичный и вторичный дефект"

Психическое развитие – это процесс сложный и генетически обусловленный, характеризующийся развитием ряда навыков и умений. Среди основных психических функций стоит отметить: самооценку, поведение, волю, эмоционально волевую сферу, все виды мышления, внимание, счет, письмо, чтение, память, речь.

В 2003 году доктором В.В Лебединским было выделено 6 разновидностей нарушений психического развития в детском возрасте:

  • Олигофрения – необратимое заболевание;
  • ЗПР – с возможностью частичного и полного восстановления;
  • Деменция – нарушение психического развития с наличием предшествующих периодов развития без аномалий;
  • Дефицитарное развитие – проблемы возникают на фоне соматических патологий или нарушений слуха/зрения;
  • Детский ранний аутизм – искаженный процесс развития психики;
  • Психопатия – дисгармоничное развитие психики ребенка.

Статья в тему: Отличие ЗПР от умственной отсталости

Патогенез данных отклонений изучен мало, но есть предположения известных детских психологов, что причиной возникновения психических патологий может быть нарушение созреваний лобных отделов мозга, которые в свою очередь отвечают за деятельность человека и его созидательные акты.

Формы ЗПР: признаки и отличия

Каждый родитель должен понимать, что ЗПР – это слабая форма отклонений в психике, которая поддается корректировке с использованием комплексной и продуманной реабилитации.

На сегодняшний день распознают 4 формы ЗПР, среди которых первое место занимают первичный и вторичный дефект:

  1. Первичный дефект обладает церебрально-органическим генезом и по статистике встречается чаще. Проявляются в результате воздействия на головной мозг токсичных, инфекционных, травматических, гипоксических и иных факторов в перинатальном и антенатальном периодах развития (эндокринопатия, генетическая предрасположенность, недоношенность, инфекции на ранних сроках беременности, асфиксия утробная и родовая, родовые травмы). Как результат – проявление не грубых поражений участков головного мозга, которые не достигают «четкого органического дефекта».
  2. Вторичная форма ЗПР проявляется на протяжении жизни, когда при первично неповрежденном мозге на фоне травм или хронических заболеваний развивается церебральная недостаточность в виде ММД (минимальной мозговой дисфункции). Причиной подобного типа ЗПР являются обменные, гипоксические и токсические нарушения в сочетании с «неустойчивостью процесса регуляции гомеостаза», особенно часто наблюдается в раннем дошкольном и школьном возрасте. Вторичные нарушения можно отличить по наличию замедленного формирования положительных эмоций и аффективных расстройств. По причине сниженного эмоционального тонуса страдает скорость развития эмоционально-игровой коммуникации, пациенты перестают выполнять подражательные движения, пропадает адекватность мимики, речевые навыки затормаживаются. Данное состояние может пройти так же внезапно, как и появилось, «скачком» за счет «развития задержанных функций».
  3. Стоит отметить еще одну, особую форму ЗПР – «задержка развития с неравномерностью (дисгармоничностью) и расщеплением (диссоциированностью) развития отдельных функций психики». Часто данная форма наблюдается у пациентов с аутистическим синдромом, что приводит к таким заболеваниям, как шизоидия, детская шизофрения и аутизм. Одними из признаков такой формы ЗПР является мышечная гипотония, припадки, скачки внутричерепного давления, гидроцефалия, церебрастения, гипервозбудимость.
  4. И, наконец, четвертая форма – тотальная ЗПР (равномерная задержка в развитии по отношению ко всем функциям) или парциальная ЗПР (недоразвитие функций по причине нарушений зрения, слуха, речи или двигательного аппарата).

Статья в тему: Таблица дефференциальной диагностики ЗПР от олигофрении

Любая из форм поддается коррекции и возможно частичное или полное восстановление.

Первичная и вторичная ЗПР у детей: отзывы родителей и врачей

В зависимости от формы ЗПР подбираются методики коррекции. О своем опыте на форумах и отзовиках делятся активно как родители, так и специалисты.

В таблице мы отобразили только часть отзывов, которые были взяты с сайтов: https://www.u-mama.ru/forum/kids/special-child/458089/2.html, https://www.u-mama.ru/forum/kids/special-child/708181/3.html и http://www.defectolog.ru/forum/101/?theme=391.

ПоложительныеОтрицательные
Я очень благодарна центру «Азбука» в Москве. Мы с дочерью посещаем там занятия с двухлетнего возраста. У нас первичная ЗПР (кислородное голодание при родах), и мы сумели общими усилиями добиться того, что наша малышка развивается практически на уровне со сверстниками. Да, работы еще много, но все реально. (Лариса)Мы сначала развивались нормально, даже появились отдельные слова, а вот после прививки в год пошел полный откат в развитии. Сначала был шок, а теперь просто титаническая работа, как оказывается у нас вторичная ЗПР, как результат тяжело перенесенной вакцины, хотя со стороны медиков два этих фактора не связывается… (Алена)
Со вторичной ЗПР намного сложнее справиться, да и для родителей психологически тяжелее. Ведь осознать, что твой ребенок только что был нормальным, а теперь не может связать и двух слов – не каждому дано. Но мы справились, и сейчас активно занимаемся с дефектологом, логопедом и психологом, результаты есть, но боюсь сглазить. (Вита)Мне все доктора в один голос кричали, когда сын внезапно замолчал в 3 года, что это он просто испугался, что ничего страшного, пройдет, можете походить на занятия с психологом. А оказалось, ребенок в детском саду упал и сильно ударился головой, в результате чего и начала развиваться вторичная ЗПР, мы из-за неправильного диагноза потеряли целый год времени, теперь вот пытаемся догнать. И не факт, что наши усилия будут успешными, ведь многое упущено! (Надя)
Причиной развития ЗПР у нас является менингит после рождения. Очень он ударил по способности развиваться полноценно. Сначала проходили медицинские курсы, меняя один препарат другим, результатов как таковых я не видела. Пока не начали заниматься с дефектологом и детским психологом. Важно правильно подобрать специалиста и обязательно заниматься дома, и все точно получится. Нам до идеала еще далековато, но первые шаги в развитии мы уже сделали. (Елена)Как по мне нет разницы: приобретенная или врожденная задержка, коррекционная работа должна проводится в любом случае, и она мало отличается между собой, стандартный набор занятий на овладение ряда навыков. Зачем только родителей запутывать. (Нина)
ЗПР – это не приговор, просто нужно немного усиленнее заниматься с ребенком, а не пускать его становление как личность на самотек. Окружите своего кроху лаской, любовью, заботой. Проводите с ним много времени. Старайтесь в игровой форме развивать все, от пространственного восприятия до развития воображения. И все у вас получится. (Тамара Петровна)Плохо, что ЗПР сейчас диагностируют у каждого второго, например, у нас были все признаки аутизма, но нет. Нам упорно диагностировали первичную форму ЗПР, как результат занятия проводились неправильно, и ребенок еще больше замкнулся в себе, теперь даже не знаем, как его вытащить с его маленького мирка. (София)
Мы до детского сада сложно справлялись с выработкой даже элементарных навыков самообслуживания. Даже понятия «горшок» не было.

Дочь делала только то, что ей хотелось, а наши просьбы просто игнорировались, не могу сказать осознанно или нет, но просто игнорить окружающих у нее получалось на ура. Минуя все отговорки и вбивания в мою голову по типу, смирись, лучше не будет, я настояла на посещении детского сада.

Я понимала, что только в коллективе наша малышка будет развиваться, и я смогу отвлекаться от проблем хоть на полдня, ведь от моего психологического состояния тоже многое зависит, ведь я должна проявлять тотальное спокойствие и всегда улыбаться (положительная атмосфера в доме крайне важна!).

И да, это работает, понадобился месяц, чтобы дочь самостоятельно начала держать ложку в руках и просится на горшок, начали появляться жесты, и даже отдельные слова по типу «дай», «надо», «сяп» (спасибо») и «я хотева» (я хотела). Не держите деток дома взаперти, выбирайте сад и смело оставляйте в группе сначала на 30 минут и так постепенно увеличивайте время до полного дня. Результат будет – при условии наличия грамотных воспитателей.

У нас в стране 2 проблемы, медицина (точнее диагностика) и образование детей с особенностями. И там, и там нет соответствующих специалистов и оборудования, как результат страдают детки, и упускается драгоценное время. Ведь не зря все психологи в один голос твердят, развитием важно заниматься в возрасте 3-7 лет, дальше коррекционные работы будет проводить гораздо сложнее. (Галина Степановна)

Вывод

Еще раз хотим отметить, что ЗПР не является приговором. Если найти правильный подход, научиться понимать своего ребенка и комплексно заниматься развитием, диагноз можно преодолеть, вне зависимости от его формы. В большинстве случаев уже в первый класс идут детки вполне здоровые и легко адаптируются к окружающему миру. Это демонстрируют и многочисленные положительные отзывы родителей.

— Макаров формы ЗПР

Источник: https://autizmy-net.ru/osobennosti-pervichnoy-i-vtorichnoy-formyi-zpr-u-detey/

Медицинская энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: