“Посредственная аускультация”

Читать онлайн Пропедевтика внутренних болезней страница 14. Большая и бесплатная библиотека

"Посредственная аускультация"

Аускультация (auscultatio) – выслушивание, чаще всего самостоятельно возникающих в организме звуковых явлений.

Аускультация осуществляется после перкуссии для исследования легких, сердца, сосудов и органов брюшной полости или путем прикладывания к поверхности тела человека уха (непосредственная) или инструмента для выслушивания (стетоскопа, фонендоскопа) – посредственная аускультация. До 19 века этот метод мало применялся. Этот метод диагностики был разработан французским врачом Рене Лаэннеком к 1816 г., а описан и введен им во врачебную практику – в 1819 году. Он же изобрел первый стетоскоп. Дальнейшее совершенствование метода связано с именами Пиорри, Ф.Г. Яновского, И. Шкода, А.А. Остроумова, В.П. Образцова и др., которые одновременно усовершенствовали и стетоскоп.

При непосредственной аускультации ухом слышимость некоторых звуков значительно лучше, чем при посредственной (например, тонов сердца, тихого бронхиального дыхания, “ритма перепела”, “ритма галопа”), т.к.

они не искажаются и воспринимаются с большой поверхности тела человека.

Недостатком этого метода является невозможность выслушать звуки в труднодоступных местах (над- и подключичные ямки, подмышечные впадины), негигиеничность, затруднения при выслушивании сердца у женщин, трудность точного установления топографии аускультативных проявлений.

В настоящее время в основном применяется посредственная аускультация (с помощью стетоскопа или фонендоскопа), которые лишены вышеуказанных недостатков, но несколько искажают звуки (рис.13).

Простой стетоскоп, изготавливаемый обычно из дерева, пластмассы или металла, состоит из трубки с воронкой, которая представляется к телу больного; воронка на противоположном конце трубки представляется к уху врача. Широко распространены биаурикулярные стетоскопы, состоящие из воронки и двух резиновых или каучуковых трубок, концы которых вставляются в уши.

Фонендоскопы отличаются от стетоскопов тем, что имеют мембрану резонансной камеры (раструб). В настоящее время и зарубежная, и отечественная промышленность выпускает различные по внешнему виду, но одинаковые по сути стетофонендоскопы, в которых сочетаются свойства стето- и фонендоскопа.

[attention type=yellow]

Аускультация особенно важна для исследования легких, сердца и сосудов, измерения артериального давления по способу Короткова, в акушерской практике. Этот метод имеет значение при исследовании органов пищеварения (определение кишечных шумов, шума трения брюшины), суставов (шум трения внутрисуставных поверхностей эпифизов) и др.

[/attention]

Правила аускультации

1. В помещении, где проводится аускультация, должно быть тихо и тепло.

2. Больной должен быть обнажен до пояса.

3. Наиболее удобно для врача положение больного стоя или сидя на стуле, в постели. Тяжелобольных выслушивают в положении лежа в постели; если производится аускультация легких, то, выслушав одну половину грудной клетки, больного осторожно поворачивают на другой бок и продолжают выслушивание другой половины.

4. При аускультации подмышечных областей больной поднимает обе руки за голову.

5. При аускультации сзади по лопаточным линиям обе руки больного поднимают “на плечо”.

6. При наличии обильного волосяного покрова его перед аускультацией смачивают водой, смазывают вазелином или кремом, либо, в крайнем случае, сбривают.

7. В зависимости от ситуации врач должен выслушивать больного в различных положениях (стоя, лежа на боку, после физической нагрузки).

Рис. 13. Аускультация сердца

Дополнительные методы исследования

К объективным методам исследования относятся и дополнительные методы, прежде всего лабораторные и инструментальные.

Эти методы базируются на достижениях современной физики, химии, биологии и смежных наук, требуют для проведения исследования дополнительного, более или менее сложного инструментария или оборудования и специального подготовленного медицинского персонала (лаборанты, техники, врачи-лаборанты, врачи-рентгенологи и т.д.).

В данном разделе изложены лишь общие принципы лабораторно-инструментальных методов исследования. Более подробно эти методы будут освещены в разделах, посвященных исследованию отдельных органов и систем.

Лабораторные методы исследования

В современных условиях лабораторному анализу могут быть подвергнуты практически все экскреты и секреты организма, испражнения, кровь, экссудаты и транссудаты. Лабораторные исследования проводятся в следующих направлениях:

1. изучение общих свойств исследуемого материала, в том числе физических (количество, цвет, вид, запах, наличие примесей, относительная плотность и так далее);

2. микроскопическое исследование;

3. химическое исследование с целью определения присутствия тех или иных веществ:

• содержащиеся в норме в жидкостях организма и его выделениях – продукты обмена, микроэлементы, гормоны и продукты их превращения и т.д.;

• появляющиеся лишь при заболеваниях;

4. бактериологическое, вирусологическое исследование;

5. серологическая диагностика.

Инструментальные методы исследования

За последние десятилетия отмечается “лавинообразный поток” информации о новейших инструментальных методах исследования, которые в корне изменили наши представления о возможностях диагностики многих заболеваний.

Даже простой перечень существующих инструментальных методов исследования и их характеристика заняли бы несколько страниц.

Поэтому мы в данном разделе сгруппируем эти методы по единому принципу и дадим лишь общие представления о наиболее распространенных и важных для диагностики методах.

1. Антропометрия (antropos – человек, metron – мера) – метод исследования, основанный на измерении морфологических и функциональных признаков человека. Для клинической антропометрии достаточно измерения роста, массы тела, окружности грудной клетки.

[attention type=red]

Рост измеряют при помощи ростометра или антропометра. В норме рост мужчин колеблется от 165 до 180 см., женщин – от 155 до 170 см. Рост меньше 100 см. – карликовость, или нанизм, выше 190 см – гигантизм.

[/attention]

Массу тела определяют с помощью специальных медицинских весов, окружность грудной клетки – сантиметровой лентой или рулеткой.

Установлено, что между ростом, массой тела и окружностью грудной клетки имеются определенные соотношения, которые позволяют оценить пропорциональность его телосложения.

Комплексную оценку физического развития на протяжении многих десятилетий производили при помощи специальных индексов (Пинье, Кетле, Бушара, Бругша).

В современной антропологии такая оценка производится с помощью специальных шкал регрессии массы тела и окружности грудной клетки относительно просто.

Одновременно многие антропологи рекомендуют определять биологический возраст и его соответствие календарному.

2. Термометрия. Все сведения по данному разделу приведены нами в разделе “Общий осмотр”.

Рентгенологические методы исследования

Рентгеноскопия – просвечивание рентгеновскими лучами за рентгеновским экраном.

Рентгенография – фиксация рентгеновского изображения на пленку. При этом на пленке получается негативное изображение.

Рентгеноконтрастные методы – исследование полостных органов с помощью контрастных веществ.

Бронхография – исследование бронхов после заполнения их особым контрастным веществом (йодолиполом). Рентгенография желудка с использованием бария. Ирригоскопия и ирригография толстого кишечника с использованием бария, введенного через катетер в толстый кишечник.

Холецистография, холангиография – исследование желчного пузыря и желчных протоков с помощью йодсодержащих контрастных веществ, даваемых внутрь (билитраст, билимин, иопагност) или вводимых в вену (билигност).

Внутривенная экскреторная урография – исследования чашечно-лоханочной системы почек, мочеточников и мочевого пузыря с помощью контрастного вещества (сергозин, уротраст и др.), предварительно введенного внутривенно.

Восходящая пиелография – исследование полостной системы почек при помощи тех же контрастных веществ, но введенных ретроградно при помощи цистоскопа и мочеточникового катетера в лоханку почки. Ангиография, в том числе коронарография – исследование сосудов при помощи контрастного вещества кардиотраста, введенного в артериальное русло. При коронарографии контраст вводится непосредственно в коронарные артерии.

Томография – послойная рентгенография на различной глубине с помощью специальной методики.

[attention type=green]

Этот метод позволяет лучше выявлять полости, опухоли, инфильтраты, другие патологические образования, располагающиеся в глубине органа.

[/attention]

Компьютерная томография – новейший метод, позволяющий практически на любом уровне сделать “срез” человеческого тела или отдельных органов с большой разрешающей способностью и с компьютерной обработкой (рис.14).

Рис. 14. Компьютерная томограмма брюшной полости.

Источник: https://dom-knig.com/read_227606-14

1. Что такое аускультация?

"Посредственная аускультация"

  1. Контрольные вопросы по теме занятия.

1.Чтотакое аускультация?

2.Видыаускультации, их преимущества инедостатки.

3.Физическиеосновы аускультации.

4.Общиеправила аускультации. Правила и техникааускультации легких.

5.Классификациядыхательных шумов.

6.Механизмвозникновения везикулярного дыханияи его характеристика в норме.

7.Количественныеи качественные изменения везикулярногодыхания, их диагностическая значимость.

8.Чтотакое бронхиальное дыхание? Где оновыслушивается в норме?

9.Патологическоебронхиальное дыхание. Причинывозникновения, виды, диагностическоезначение.

10.Смешанноедыхание: причины возникновения,диагностическое значение.

11.Чтотакое добавочные дыхательные шумы?

12.Чтотакое хрипы, как они классифицируются?

13.Причиныи механизм возникновения сухих хрипов.

14.Причиныи механизм возникновения влажных хрипов.

15.Диагностическоезначение выявления хрипов.

16.Чтотакое крепитация? Механизм ее возникновенияи отличия от влажных хрипов.

17.Шумтрения плевры и механизм его возникновения,отличительные особенности.

18.Специфическиеаускультативные феномены, выявляемыепри гидропневмотораксе.

19.Чтотакое бронхофония? Методика ее выявленияи диагностическое значение.

Аускультация– это метод исследований, заключающийсяв выслушивании звуковых явлений,возникающих в организме в результатеколебаний тех или других элементов его,и в суждении по характеру звука офизическом состоянии организма.

2. Виды аускультации, их преимущества и недостатки

  1. Непосредственная аускультация (производится путем прикладывания уха к больному).

  2. Посредственная аускультация (производится при помощи стетоскопа или фонендоскопа).

Достоинстваминепосредственной аускультации являются:

  • позволяет выслушивать более слабые и высокие звуки;
  • позволяет выслушивать сразу большую площадь тела;
  • выслушиваются естественные звуки;
  • врач получает осязательные ощущения (это важно при выслушивании непостоянных тонов сердца – III, IV).

Недостаткаминепосредственной аускультации являются:

  • трудность в локализации звуков, особенно при выслушивании сердца;
  • невозможность выслушивания ряда областей грудной клетки (надключичные и подмышечные области), шеи;
  • негигиеничность.

Достоинствамипосредственнойаускультации являются:

  • гигиеничность;
  • удобство для больного и врача;
  • возможность локализовать место возникновения звуков;
  • возможность выслушивать зоны, недоступные непосредственному методу;
  • гибкий стетоскоп позволяет выслушивать больного при любом положении его тела;
  • удобство при исследовании детей раннего возраста, тяжелых и обездвиженных больных;
  • усиление звука.

Недостаткамипосредственнойаускультации являются:

  • искажение звука (необходимо пользоваться одним стетоскопом, врач к нему привязан);
  • большое количество дополнительных шумов, обусловленных применением стетофонендоскопа.

3. Физические основы аускультации

Возникновениезвука – есть результат маятникообразныхдвижений (колебаний) выведенного изсостояния покоя тела. Если тело однороднопо своему составу, то оно совершаетпериодические колебания, если неоднородно– непериодические колебания.

Колебаниятела вызывают в окружающем воздухе рядпопеременных сгущений и разрежений,которые, распространяясь во все стороныв форме звуковой волны, достигают нашегоуха и вызывают раздражение слуховогоаппарата с той же последовательностьюи частотой, с которой колеблетсявыведенное из состояния равновесиятело.

В случае периодических колебанийзвуковое ощущение обладает характернойдля музыкальных звуков тональностью иобозначается как тон, в случаенепериодических – возникает звуковоеощущение, лишенное тональности – шум.

Отвеличины амплитуды колеблющегося телазависит сила или громкость звука (прямаязависимость). На громкость звука влияеттакже расстояние от источника звука.Чем больше глубина залегания источниказвука (например, в легком), тем меньшегромкость звука. От числа колебаний в секунду, совершаемых телом, зависитвысота тона, чем больше колебаний, тембольше высота тона и наоборот.

Звуковыеявления, возникающие в легком, передаютсяпо воздушным столбам в бронхах до груднойстенки, вызывая в ней колебания, а затемчерез окружающий воздух уху исследующего.

Условия проводимости звука в легких невполне благоприятны из-за эластичностибронхиальных стенок и высокой способностиих к колебаниям, а, следовательно, и краспространению звуковой волны во всестороны.

В результате этого амплитудаколебаний к моменту достижения звуковойволны грудной клетки значительноуменьшается, и звук достигает каждыйотдельный участок грудной клетки взначительной степени ослабленным.

Привоспалительном уплотнении легочнойткани воспалительным экссудатомпропитывается и ткань между бронхами.Она становится плотной и составляет как бы продолжение стенки бронха. Онаменее способна к колебаниям, чем стенкибронха, тормозит их.

Поэтому в самомвоздушном столбе, заключенном в бронхе,меньше энергии распространяется встороны.

Таким образом, через уплотненноелегкое звуки, возникающие в дыхательнойсистеме, лучше проводятся к груднойстенке через воздух, находящийся вбронхе, и, следовательно, доходят до ухаменее ослабленными, чем через нормальноелегкое.

Еслипроводящая среда имеет одинаковуючастоту колебаний с частотой проводимогозвука, то воздушный столб, заключенныйв бронхе (в полости) играет роль резонатораи происходит усиление звука. Этонаблюдается в уплотненном легком (звукдо уха проводится без ослабления). Такимобразом, уплотнение легочной тканипредотвращает ослабление звука испособствует проявлению усиливающегодействия резонатора.

[attention type=yellow]

Так как проводникомзвука является в основном воздух вбронхе, то проходимость бронхов являетсянеобходимым условием для выслушиваниялегкого.

[/attention]

Еслив каком-либо месте бронха имеется сужениеего, так что воздух из широкой части,пройдя сужение, попадает внутрь в широкуючасть, то на месте сужения возникаютзавихрения воздуха.

В результате этогопроисходят колебания стенки бронха, ив области сужения возникает шум,называемый стенотическим. Имеетсяпрямая зависимость громкости шума отстепени сужения и скорости тока воздуха.

Однако, при значительном сужениидостаточна меньшая скорость, принебольшом сужении нужна большая скоростьтока для возникновения шума.

4. Общиеправила аускультации. Правила и техникааускультации легких.

Общие правилааускультации.

  1. В помещении, где производится выслушивание, должно быть возможно более тихо.

  2. В помещении, где производят выслушивание, должно быть тепло, так как обусловленные холодом дрожь, напряжение мышц искажают характер дыхания и других аускультативных звуков.

  3. Выслушиваемые части тела должны быть обнажены.

  4. Волосяной покров в выслушиваемой части тела в случае необходимости следует сбрить, смочить маслом, мыльным раствором или водой.

  5. Раструб стетоскопа должен быть теплым, его следует согреть.

  6. Раструб стетоскопа должен быть приложен к телу больного всем его краем, герметично.

  7. Следует фиксировать стетоскоп к телу больного, не прикасаясь к трубкам, так как прикосновение к ним создает дополнительные шумы.

  8. Стетоскоп нельзя прижимать плотно к телу больного, так как его плотное прижатие гасит колебания поверхности тела, что приводит к ослаблению звука. Исключение составляет выслушивание высоких звуков, которые лучше выслушиваются при значительном надавливании стетоскопом на грудную клетку.

  9. Оливы стетоскопа должны плотно прилегать к стенкам наружного слухового прохода, что обеспечивает герметичность и замкнутость акустической системы, но они не должны вызывать боли.

  10. Целесообразно пользоваться одним и тем же стетоскопом.

  11. Положение больного и врача должно быть удобным.

  12. Следует руководить больным, его дыханием, другими действиями, целесообразными в плане выслушивания.

  13. Выслушиванию больных следует посвящать максимально много времени, так как это один из самых сложных для усвоения методов исследования.

  14. Выслушивая больного, следует научиться отвлекаться от других посторонних, происходящих извне шумов. Следует научиться концентрировать свое внимание и слух на тех звуках, которые исходят из стетоскопа.

Правила аускультациилегких.

  1. Легкие лучше всего выслушивать в положении больного сидя или стоя.

  2. Необходимо соблюдать последовательность выслушивания легких: передняя поверхность, боковые отделы, задняя поверхность грудной клетки.

  3. Следует использовать приемы, улучшающие проведение звука и облегчающие проведения аускультации:

  • при выслушивании в подмышечных областях больной должен завести руки за голову;
  • при выслушивании по лопаточным и околопозвоночным линиям больной должен скрестить руки на груди и слегка наклонить голову вперед.
  1. Больной должен дышать глубоко, равномерно, медленно, через нос или полуоткрытый рот. При этом основные дыхательные шумы рекомендуется выслушивать при дыхании через нос, а добавочные – при дыхании через рот.

  2. Следует руководить дыханием больного, давая указания по этому поводу или, даже, демонстрировать ему, как это следует делать, тренируя его.

  3. Первоначально целесообразно провести сравнительную аускультацию легких, а затем детально выслушивать те участки, где были замечены патологические изменения.

  4. Вначале определяют характер основного дыхательного шума, затем определяют побочные дыхательные шумы, в конце – определяют бронхофонию.

Источник: https://studfile.net/preview/5242695/

Посредственная аускультация

"Посредственная аускультация"

Аускультация, как метод исследования, имеет дело с очень слабыми звуками нашего тела, которые очень мало или совсем не распространяются в воздухе.  Подобные звуки мы можем воспринимать при условии непрерывного сообщения через твердое тело между ухом и звучащим телом.

Это достигается или прямым соприкосновением уха, например, с грудной клеткой, или соединением их (уха и звучащего тела) каким-то твердым, способным проводить колебания, телом (стетоскопом). Если же между ухом и поверхностью тела имеется хотя бы тончайший слой воздуха, мы не слышим звуков.

Отсюда ясно, что в стетоскопах любой конструкции проведение звука происходит не по столбу воздуха внутри них, а по их стенкам, точно так же, как в нашем ухе проведение звуковых колебаний идет не по воздуху слухового прохода, а по ушной раковине, стенке слухового прохода, барабанной перепонке и т.д.

  Полные стетоскопы предпочтительнее не потому, что они проводят звуки через воздух своего канала, а потому, что они легче и более способны к колебаниям.  Чтобы сохранить максимальную способность стетоскопа к колебаниям, нужно прикладывать его к телу возможно легче и во время выслушивания не касаться его рукой.

еет значение величина воронки грудной части стетоскопа: чем она уже, тем точнее можно локализовать выслушиваемые звуки, но с меньшей поверхности они собираются и тем, следовательно, слабее. Чем шире воронка, тем более слабые звуки могут быть восприняты.

Имеются два основных метода аускультации: посредственный и непосредственный. Аускультация, при которой выслушивание производится при помощи стетоскопа, носит название ПОСРЕДСТВЕННОЙ АУСКУЛЬТАЦИИ.

МЕТОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ (или прямой) АУСКУЛЬТАЦИИ — когда выслушивание производится непосредственно ухом, приложенным к телу больного. Каждый из указанных методов имеет свои достоинства и недостатки.

Преимущества непосредственной аускультации является: большая поверхность восприятия, естественный характер выслушиваемых звуков, большая быстрота исследования и более ясное представление об общей картине исследуемых органов.

Кебет сравнивает непосредственную аускультацию с микроскопированием под малым увеличением и, следовательно, при большом поле зрения.

  Недостатки ее: трудность локализации звуков, особенно при выслушивании сердца, невозможность применения ее в таких участках тела, как в подключичных и подмышечных областях, негигиеничность метода при применении его у инфекционных и нечистоплотных больных.

К преимуществам посредственной аускультации относятся: возможность локализации звуков, возможность выслушивания в любом месте тела и при любом его положении (особенно гибким стетоскопом), что безусловно удобно при выслушивании тяжелого больного, гигиеничность метода. Сопоставляя выслушивание с микроскопированием, Кебет сравнивает посредственную аускультацию с большим увеличением при иммерсионной системе микроскопа, т.е. выгодным для изучения деталей на определенном ограниченном пункте.

Выбор статоскопа для аускультации

Достоинство твердых стетоскопов: они мало изменяют характер естественных звуков, дают мало побочных шумов и одновременно со звуками передают осязательные ощущения. Удобство исследования для врача и для больного, возможность видеть выражение его лица и значительное усиление звука.

Недостатки твердых стетоскопов: Неудобство и утомительность исследования для врача и для больного, болезненность при надавливании. Значительное изменение естественного характера звуков. Начинающим аускультацию лучше пользоваться стетоскопом, а каким лучше — твердым или мягким — безразлично. Дело решает не метод и не способ аускультации, а умение аускультировать.

Общие правила выслушивания

1.      Соблюдение покоя и тишины в помещении, в котором производится аускультация.

[attention type=red]

2.      Обнажение тела больного, так как трение одежды может вызвать побочные шумы.

[/attention]

3.      Необходимо обращать внимание на волосяной покров тела; волосы на месте выслушивания или смочить или намылить чтобы избежать побочных шумов.

4.     В помещении должно быть тепло, так как появление мышечной дрожи будет мешать выслушиванию.

5.     Положение больного и врача при выслушивании должно быть удобным.

6.     Стетоскоп следует прикладывать к выслушиваемой поверхности равномерно, плотно, но легко.

7.     К твердому стетоскопу в момент выслушивания рукой лучше не прикасаться во избежании побочных звуков и уменьшения звукопроводимости.

8.     Врач при выслушивании в стоячем или сидячем положении больного свободной рукой должен обхватить (обнять) так, чтобы они составили единое целое.

9.     Не давить стетоскоп, дабы не причинить больному боли.

10.    По возможности пользоваться одним и тем же стетоскопом.

11.    При выслушивании системы дыхания управлять дыханием обследуемого.

12.    Выслушивать систематически, настойчиво. Необходимо привыкнуть отвлекаться от всего окружающего. С этой целью полезно при выслушивании закрыть глаза и затыкать свободное ухо (для устранения лишних звуковых и зрительных раздражений).

Источник: polechimsa.ru

Непосредственная аускультация (лат. auscultatio — выслушивание; tnauscultare — внимательно слушать).Теофил Гиацинт Лаэннек (1782―1826 гг.)— будучи студентом Парижского университета, Лаэннек начал работу по изучению чахотки (греч. phthisis; от phthio — чахнуть, сохнуть).

Патологоанатомические вскрытия умерших от этой болезни выявляли в различных органах специфические образования, которые Лаэннек назвал туберкулами (лат. tuberculum — бугорок, узелок). Они возникали и развивались без внешних признаков, а когда симптомы болезни проявлялись, спасти больного было уже не возможно.

Выслушивание ухом не давало ощутимых результатов. Никаких средств прижизненной диагностики еще не было.

В 1816 возвращаясь из клиники через парк Лаэннек обратил внимание на шумную ватагу ребят, игравших вокруг бревен строительного леса. Одни дети прикладывали ухо к концу бревна, а другие с большим энтузиазмом колотили палкой по противоположному его концу: звук, усиливаясь, шел внутри дерева. Лаэннек увидел решение проблемы.

Поводом для первого применения метода посредственной аускультации при помощи бумажного стетоскопа послужила полнота 19-летней девушки.

«Возраст и пол больной, — писал Лаэннек, — не позволили мне применить… непосредственную аускультацию ухом, приложенным к области сердца… Я попросил несколько листов бумаги, свернул их в тугой цилиндр, приставил один его конец к области сердца и приложил ухо к другому.

Я был в равной степени и удивлен и удовлетворен, когда услышал удары сердца такие ясные и отчетливые, какими никогда не слышал их при непосредственном приложении уха к области сердца».

Труд: «О посредственной аускультации или распознавании болезней легких и сердца, основанном главным образом на этом новом методе исследования». Шесть лет спустя после выхода в свет его основополагающего труда Рене Лаэннек скончался от туберкулеза — болезни, для победы над которой он сделал более чем кто-либо другой.

Первые стетоскопы(лат. stethoscopium; от греч. stethos — грудь и skopeo — смотрю, исследую) были из бумаги, потом из древа разных пород.

[attention type=green]

В России первое описание перкуссии было сделано профессором Медико-хирургической академии Ф. Уденом (1754―1823 гг.). Заслуга внедрения перкуссии и аускультации в клиническую практику принадлежит П.А. Чаруковскому (1790―1842 гг.) в Петербурге и Г.И. Сокольскому (1807―1886 гг.) в Москве.

[/attention]

Источник: studopedia.ru

Тема: «Исторические аспекты развития методов аускультация»

2.10 Контрольные вопросы

  1. Что такое аускультация? Какие ее виды вы знаете?
  2. Правила аускультации легких
  3. Последовательность выслушивания легких
  4. Назовите физиологические варианты дыхательных шумов
  5. Что такое бронхиальное дыхание? Механизм его возникновения.
  6. Что такое везикулярное дыхание? Механизм его возникновения.
  7. Какие вы знаете патологические варианты везикулярного дыхания?
  8. Что такое побочные дыхательные шумы?
  9. Механизм образования побочных дыхательных шумов (хрипы, крепитация, шум трения плевры)
  10. Какие компоненты участвуют в образовании I тона
  11. Каков механизм образования II тона
  12. Назовите и покажите места выслушивания клапанов сердца.
  13. Каков порядок аускультации сердца?
  14. Назовите отличие I от II тона
  15. Назовите причины ослабления и усиления как I, так и II тона
  16. Расскажите классификацию шумов сердца
  17. Каковы основные условия возникновения сердечных шумов
  18. В чем отличие функциональных шумов от органических .
  19. Каковы условия возникновения функциональных шумов?

2.11 Рекомендуемая литература

А-основная:
1. Василенко В.Х, и Гребенев А.Л. «Пропедевтика внутренних болезней». М., 1989

2. Довгялло О.Г. и др. «Руководство к практическим занятиям по пропедевтике

внутренних болезней», Минск. 1986

3. Жмуров В.А., Малишевский М.В. «Пропедевтика — внутренних болезней», 2001, Москва.

4. Шелагуров А.А. «Пропедевтика внутренних болезней». М., 1975
Б-дополнительная:
5. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. «Непосредственное исследование больного», Москва,

2001

6. Елисеев Ю.Ю. и др. «Внутренние болезни», Москва 1999

7. Ивашкин В.Т., Султанов В.К. «Пропедевтика внутренних болезней» Практикум. Санкт-Петербург 2000 г.

8. Струтынский А.В., Баранов А.П. и др. «Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас», Москва., 1997

9. Шишкин А.Н. «Внутренние болезни. Распознавание. Семиотика. Диагностика» Санкт-Петербург, 2000 г.

Источник: dereksiz.org

Источник: https://delhimodi.com/other/posredstvennaya-auskultatsiya.html

Аускультация сердца: точки выслушивания в картинках, 5 точек у детей, дополнительные точки

"Посредственная аускультация"

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.

Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений.

Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Что такое аускультация легких?

Аускультация – метод, базирующийся на выслушивании изменений звуков, которые возникают в процессе функционирования внутренних органов и систем. В случае с респираторной дисфункцией врач оценивает характер работы легких и бронхов.

Методика для изучения дыхания подобным образом разработана во времена Гиппократа (IV-III век до нашей эры). Для диагностики респираторной патологии врач во время стандартного осмотра больного прикладывал ухо к грудной клетке и слушал, нет ли сторонних или измененных звуков.

Описанный метод называется прямой аускультацией. В современной медицине в 99% случаев используется непрямой вариант методики. Врачи для аускультации легких применяют специальные инструменты – фонендоскопы (стетоскопы).

Стереостетофонендоскоп

Человеческий слух несовершенен – мы хорошо слышим преимущественно пространственные колебания.

В аускультации многое зависит от стадии развития пневмонии и особенностей слуха врача, который проводит диагностику.

По этой причине некоторые детали могут ускользнуть, что грозит постановкой неправильного диагноза или позволит болезни прогрессировать до тех пор, пока врач не сможет услышать определенные шумы.

[attention type=yellow]

Стетоскоп стереофинический

[/attention]

Чтобы подобного не случилось, можно прибегнуть в более точному методу аускультации, в процессе которого используется специальный прибор – стереостетофонендоскоп. Устройство обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • Возможность «услышать» пневмонию на самых ранних стадиях патологического процесса, то есть до появления яркой аускультативной картины. Такие звуки человеческое ухо распознать не может.
  • Возможность точно установить локализацию очага воспаления.
  • Благодаря чувствительности устройства, появляется возможность начать лечение в рекордно ранние сроки.
  • Значительно ускоряется процесс диагностики.

Основные правила реализации методики

Целью проведения обследования становится выявление и описание шумов дыхания, а также бронхофонии над всей площадью легких. Аускультация легких, точки выслушивания определяются в положении пациента сидя, стоя, но при продолжительном глубоком дыхании может произойти головокружение и обморок из-за гипервентиляции в легких, а также лежа для очень слабых пациентов.

При реализации методики она проводится, когда выявляются конкретные точки аускультации легких:

Аускультация впереди. При этом пациент опускает руки, а врач становится немного справа или спереди от него. Аускультация начинается с верхней части легких, при этом аппарат кладут в надключичную ямку так, чтобы мембрана по всей своей площади касалась тела пациента

Врач сосредотачивает внимание на прослушиваемых шумах, оценивая их в течение всего цикла дыхания — вдох и выдох. Затем фонендоскоп устанавливается в симметричную зону второй надключичной ямки, выслушивая шумы

Далее обследование заключается в выслушивании шумов на симметричных зонах передней части грудной клетки, чтобы срединно-ключичная линия пересекала устанавливаемый датчик посередине. Аускультация боковых отделов. Пациент при этом должен дышать глубоко и равномерно, сложив руки в замок и положив их за голову.

Фонендоскоп располагается сбоку грудной клетки в подмышечной впадине. При этом слушается и оценивается дыхательный шум в данной области. Затем обследование продолжается, а фонендоскоп последовательно смещается на симметричные зоны, опускаясь до нижней части легких. Аускультация задней части. Пациент должен скрестить руки на груди.

[attention type=red]

Фонендоскоп постепенно перемещается в межлопаточное пространство, в подлопаточные области.

[/attention]

Когда проводится аускультация легких, слушать шумы требуется очень внимательно. А после завершения диагностики дается оценка результатам:

  • Основной шум, присутствующий в любой точке аускультации.
  • Идентичность основного дыхательного шума в симметрично расположенных точках.
  • Присутствие побочного патологического дыхательного шума с определением его места локализации.

Картина аускультации при разных болезнях сердца

Кардиоваскулярные патологии в большинстве случаев сопровождаются нарушением внутрисердечной гемодинамики, что определяется при аускультативном обследовании. Возникновение изменений обусловлены реорганизацией (перестройкой) миокарда, заменой структуры стенок сосудов.

Наиболее характерный признак при аускультации гипертоника – акцент (усиление) второго тона над аортой, что обусловлено значительным повышением напряжения в левом желудочке. При перкуссии у подобного пациента обнаруживают расширение границ сердечной тупости. На начальных стадиях болезни врач слышит усиление первого тона в локации верхушки.

Источник: https://MedLazaret.ru/kardio/metod-auskultacii.html

Медицинская энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: