“Значение слуха”

Строение и функции органа слуха человека

"Значение слуха"

Несмотря на то что большую часть информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения, именно слух сыграл важнейшую роль в формировании центров восприятия, анализа и синтеза речи человеческого языка. Если бы человек был лишён слуха, то не было бы нашей цивилизации, поскольку вся она базируется на накопленных ранее знаниях.

В настоящее время эти знания передаются с помощью письменной информации, но мы забываем, что без языка было бы невозможным создание любого алфавита и письменной речи. А язык, в свою очередь, невозможен без работы органа слуха. Ведь височная кора, высшие и подкорковые центры слуха воспринимают собственные произнесенные слова.

И в этом смысле значение слуха намного больше, чем просто ориентация человека в природе. Каково строение органа слуха?

Есть простой пример: при внезапном звуке выстрела человек всегда непроизвольно моргает.

Иначе никак нельзя объяснить этот рефлекс, как непосредственным переключением чувствительных нейронов с подкоркового центра анализа слуха на моторные нейроны, ведущие к ядрам лицевого нерва, который иннервирует мимическую мускулатуру лица, а также круговую мышцу глаза, которая и предохраняет глаза от возможного повреждения. Но этот пример относится к анатомии центральной нервной системы. А как устроен орган слуха у человека?

Строение органа слуха

Орган слуха человека является структурой, отражающей внешнее чувство. Он представлен тремя отделами: наружным (периферия), средним, и внутренним (лабиринт) ухом. Границы этих трёх отделов четко обозначены, и каждый из отделов имеет свою функцию. Опишем кратко анатомическое строение каждого из отделов.

Наружные отделы уха

Строение органа слуха обычно начинают изучать с наружного уха. Наружное ухо — это внешний отдел слухового органа, и представлено:

  • ушной раковиной, которая является хрящом, покрытым сверху кожей;
  • наружный слуховой проход, который имеет хрящевую наружную и костную ткань.

Заканчивается периферическое (наружное) ухо своеобразной преградой, улавливающие звуки. Она напоминает мембрану, и именуется барабанной перепонкой. Эта структура является латеральной, или боковой границей барабанного пространства, или полости, расположенной внутри пирамидки височной кости. Она является преградой, которая разобщает наружное и среднее ухо.

Средний отдел уха

Среднее ухо полностью находится в глубине височной кости. Это барабанная полость, занимающая небольшой объем. В ней находится цепочка миниатюрных слуховых косточек. Также к структурам этого отдела относится слуховая труба.

Ее также называют евстахиевой, и она служит для того, чтобы воздух из ротовой полости беспрепятственно проникал в полость среднего уха, и выравнивал показатели давления снаружи и внутри.

[attention type=yellow]

В том случае, если давление будет различным, то проведение звуковых колебаний по цепочке косточек к внутреннему уху будет нарушаться.

[/attention]

Цепочка слуховых косточек расположена в направлении от перепонки к улитке, и они являются самыми мелкими костями человеческого организма. Они называются соответственно своей форме:

  • молоточек;
  • наковальня;
  • стремечко.

Строение слуховых косточек таково, что они образуют два самых маленьких сустава в человеческом организме, которые обладают гибкой подвижностью. Кроме цепочки косточек, в полости среднего уха, которая по объему не более одного кубического сантиметра, находятся две небольшие мышцы.

Они поддерживают нужное натяжение барабанной перепонки, создают тонус в цепи звуковых косточек, способствуют адаптации звукопроводящего аппарата колебаниям различной громкости и предохраняют улитку от чрезмерных раздражителей.

Смыслом существования слуховых косточек является передача вибрации от барабанной перепонки снаружи внутрь, на овальное окно преддверия.

Это вход в улитку, где проводится анализ звуковых волн (лабиринт, расположенный в структуре внутреннего уха).

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо, или лабиринт, иначе называется преддверно-улитковым органом. Строение органа слуха в этом отделе более сложное: это периферический анализатор притяжения, или гравитации вместе с равновесием, и улитка, или анализатор звуков. У человека они представлены двумя обособленными структурами, но при этом они взаимосвязаны между собой.

Непосредственной структурой, воспринимающей упругие волны звука, распространяющиеся в воздухе, является спиральный орган. Внутри спирального органа находится около 24000 различных слуховых струн, которые очень маленькие, и натянуты внутри улитки по окружности.

Те из них, которые резонируют в ответ на низкие колебания, являются более длинными и более толстыми, а резонирующие в ответ на высокие частоты, являются более короткими и более тонкими.

[attention type=red]

Такая анатомия характерна для всех млекопитающих, и отличается только расположением, числом и калибром струн. Все слуховые струны находятся внутри эндолимфы, особой, прозрачной жидкости, на которую и передаются колебания цепочки слуховых косточек.

[/attention]

В результате колебания струн образуется слабый электрический ток, таким образом, улитка функционирует, как микрофон, распознающий различные колебания.

Функции органа слуха

Какие функции выполняют отделы органа слуха человека? Самая простая функция у наружного уха. Эта конструкция не что иное, как приспособление для пассивного улавливания звуковых волн, и передать их на упругую мембрану, которая называется барабанной перепонкой.

Также ухо защищает слуховой проход. Внутри него вырабатывается особый экзокринный секрет, который называется ушной серой. Ушная сера защищает барабанную перепонку, она не должна увлажняться и разбухать, иначе она будет плохо проводить звук.

Поэтому сера препятствует ее смачиванию, во время мытья.

Среднее ухо появилось только тогда, когда жизнь на земле вышла на сушу, и воздух стал основной средой для распространения звука. Функция среднего уха — это передавать звуковые волны с упругой мембраны, или барабанной перепонки, на цепочку косточек — трансмиттеров, и далее на улитку.

Иными словами, среднее ухо предназначена для того, чтобы сигнал из воздуха, уловленный наружным ухом и попавший на перепонку, передавался уже по надежной системе косточек, то есть перешёл в плотную (костную) среду.

В цепи слуховых косточек распространение звуковых волн происходит быстрее, чем в воздушной среде.

Функция лабиринта — это передача звука на упругую жидкость, или эндолимфу, анализ колебаний, и возбуждение электрического тока. Этот электрический ток является афферентным нервным импульсом, который поднимается в центральную нервную систему, в составе особого нерва.

Заболевания органа слуха

Сложная функция слухового органа может нарушаться в разных его отделах. Наиболее часто встречаются гнойно — воспалительные и дистрофические дегенеративные заболевания. Примером воспалительных заболеваний являются отиты, например ,острый гнойный средний отит, а примером дистрофический дегенеративного процесса является нейросенсорная тугоухость.

Современный человек часто находится в агрессивной звуковой среде. Различные промышленные звуки, шум поездов метро и авиационных двигателей, громкая музыка, источники низких частот, такие как сабвуферы, могут вызывать не только порчу слуха, но и неврологические заболевания.

Поэтому, чтобы избежать повышенной нагрузки на орган слуха человека, нужно регулярно проверять его. Для этого можно просто посетить ЛОР — врача, который с помощью проверки шепотной речи и специальных таблиц определит остроту слуха, и способность различать различные частоты.

В сомнительных случаях применяются более серьезные методы, например, аудиометрия.

Источник: https://StopOtit.ru/stroenie-i-funktsii-organa-sluha-cheloveka.html

Что такое слух: понятие, строение органов слуха и его значение в жизни человека

"Значение слуха"

В статье разберемся, что такое слух.

Орган слуха – это самое эмоционально окрашенное и важное “окно” человека в мир, порой даже более важное, чем зрение. Поэтому появление боли в ушах или снижение слуха воспринимается как настоящее бедствие.

Понятие «орган слуха»

Под ним понимается парный орган, главная функция которого заключается в восприятии человеком звуковых сигналов, а значит, ориентирования в окружающем мире.

Для правильного его функционирования за ним нужно правильно и тщательно следить. Для этого полезно будет познакомиться со структурой и функциями органов слуха подробнее. Ухо имеет очень сложное строение.

Также нужно учесть тот факт, что слух связан напрямую с умением говорить.

Что такое слух, многим непонятно.

Строение органов слуха

Человеческий орган слуха может воспринимать звуки в пределах 16–20 000 колебаний звуковых волн за секунду. Возрастные особенности его предполагают следующее: число воспринимаемых вибраций с возрастом снижается. Пожилые люди способны воспринимать за одну секунду максимум 15 000 колебаний.

Располагается орган слуха в черепной височной кости и разделяется на три отдела, которые функционально и анатомически связаны между собой:

  • внутреннее ухо;
  • среднее ухо;
  • наружное ухо.

У каждого отдела органа слуха есть свои структурные и функциональные особенности.

Наружное ухо

В первый отдел входят слуховой канал (или слуховой проход) и ушная раковина. Благодаря тому, что раковина уха имеет форму ракушки, она ловит волны звука как специфический локатор. Затем звук двигается в слуховой канал.

Барабанная перепонка располагается между средним и наружным ухом. Она способна вибрировать, благодаря чему передает все звуковые колебания в отдел среднего уха.

Непосредственно ушная раковина является хрящевидной тканью, покрытой кожей.

Основная функция наружного уха заключается в защите. Находящиеся в слуховом проходе клетки могут производить серу, защищающую и внутреннее, и среднее ухо от проникновения патогенных микроорганизмов и пыли.

Функции наружного уха

Для наружного уха характерны также другие функции:

  • концентрация звуков, идущих с разных сторон;
  • прием волн звука;
  • защита от влияния окружающей среды;
  • сохранение требуемой температуры и влажности.

Именно наружное ухо обусловливает функциональность слуховых органов. Нужно знать о том, что разные патологии в нем провоцируют воспалительный процесс среднего уха и иногда внутреннего. Поэтому, если чувствуется даже небольшая болезненность, следует поторопиться к врачу.

Значение слуха в жизни человека велико, и это нужно учитывать.

Среднее ухо

Второй отдел слухового органа человека включает в себя барабанную полость, расположенную в зоне висков, и слуховую трубу.

Барабанную полость наполняет воздух, по размеру она не больше одного кубического сантиметра. В нее входит шесть стенок:

  • медиальная – обладает двумя отверстиями, и в одно из них вставлено стремя;
  • латеральная – по форме напоминает купол, включает в себя наковальню и головку молоточка;
  • задняя – маленькая полость, которая вдается по направлению к сосцевидному отросточку;
  • верхняя – производит разделение барабанной полости и черепа;
  • нижняя стенка – дно;
  • передняя – около нее находится внутренняя сонная артерия.

Слуховые косточки – стремечко, наковальня, молоточек связаны суставчиками друг с другом. Также в среднем ухе находятся лимфатические сосуды, нервы и артерии.

Проведение звука

функция данного отдела – проведение звука. Воздушные колебания влияют на барабанную перепонку и слуховые косточки, после этого звуки передаются к внутреннему уху.

Кроме перечисленного, среднее ухо может:

  • производить защиту слуховых органов от громких звуков;
  • поддерживать барабанную перепонку и слуховые косточки в тонусе;
  • адаптировать к различным звукам акустический аппарат.

О значении органа слуха подробнее расскажем ниже.

Улитка

Улитка напоминает спираль, состоит она из костной ткани. Она очень надежная и прочная.

К функциям данного отдела относятся:

  • проведение через протоки звуков;
  • трансформация звуков в импульсы, поступающие затем в головной мозг;
  • ориентирование человека в пространстве, стабильное равновесие.

Главные органы равновесия – перепончатый лабиринт и протоки. Структура органа позволяет установить, где находится звуковой источник, и хорошо ориентироваться в пространстве.

Благодаря внутреннему уху можно определить, откуда и с какого направления исходят звуки. Равновесие, за которое отвечает данный орган, позволяет человеку стоять, не наклоняться и не падать.

Если что-то нарушается, то появляются головокружение, неровная ходьба, наклоны и невозможность стоять.

Отделы слуховых органов взаимосвязаны друг с другом. Чтобы данный орган нормально функционировал, необходимо придерживаться несложных рекомендаций и правил. При малейшем дискомфорте нужно сразу же обращаться к врачу. Не слушать музыку на большой громкости и соблюдать гигиену раковин ушей. Анатомия более детально описывает особенности органа слуха.

Значение бинаурального слуха

Что это? Бинауральный слух (латинское bini, то есть два, и auricular, то есть ухо) – звуковое восприятие посредством обоих ушей и расположенных симметрично (левой и правой) частей системы слуха.

Наличие обоих приемников слуха дает возможность человеку воспринимать звуковой пространственный мир и понимать, куда перемещаются в пространстве звуковые сигналы.

К числу главных признаков бинаурального слуха относятся: локализация в пространстве, бинауральное суммирование громкости, эффект предшествования, бинауральные биения, бинауральная демаскировка, звуковое слияние при установлении высоты, а также эффекты «левого» и «правого» уха при восприятии человеком музыки и речи.

Значение возраста в формировании слуха

Начало функционирования слуховой системы отмечается еще до рождения малыша – с шести месяцев развития внутри утробы. Ребенок отлично слышит сердцебиение матери и ее голос, а по мере формирования слуха – музыку, голоса близких людей и шумы окружающей среды.

Развитие слуховой системы малыша с момента рождения активизируется под влиянием звуков окружающей среды. В течение всего периода детства человек запоминает звуки, учится их соотнесению с объектом, издающим звуки, овладевает, так называемым, звуковым словарем.

Каково же значение слуха для ребенка?

Ребенок через двенадцать часов после рождения уже может отличить речь человека от других звуков, реагируя на нее еле заметными движениями. У новорожденного есть способность безошибочно различать голоса других людей и голос матери.

[attention type=green]

Современные исследования доказали, что малыш может уловить отличия между своим и иностранным языком.

[/attention]

Дети с рождения и до года реагируют по-разному, на высоту и громкость звучания. Ребенок обычно реагирует на звуковые раздражители таким образом:

  • моргание и расширение глаз;
  • сосредоточение слуха, то есть частичное или полное торможение движений (сосательных, когда ребенок ест, и общих);
  • вздрагивание тела полностью (если ребенок услышал громкий и резкий звук).

Нужно помнить о том, что малыш слышит даже тогда, когда спит. При повышении громкости звуков он начинает двигаться или просыпается.

Если у новорожденного нормальный слух, он реагирует лишь на звуки, которые издаются на небольшом расстоянии от него (не больше полутора метров).

В два-три месяца он реагирует на звук торможением или активизацией сосательных движений (когда ест в этот момент), широким раскрытием или поворотом глаз по направлению к хорошо известному взрослому. Самое большое расстояние, на котором ребенок способен реагировать на звук, равно двум — трем метрам.

[attention type=red]

В двухмесячном возрасте развивается комплекс оживления: малыш активно двигает ножками и ручками, улыбается, когда с ним разговаривают ласково.

[/attention]

В возрасте от трех месяцев до полугода ребенок может установить локализацию звукового источника слева или справа от себя. Он водит глазами в ответ на звук, поворачивает голову по направлению к объекту, издающему его. Вот что такое слух.

Не нужно бояться, если реакция возникает не сразу – иногда малыши реагируют на звук лишь через несколько секунд.

Самое большое расстояние, на котором дети способны слышать в этом возрасте, равно трем — четырем метрам.

У физически ослабленных и недоношенных детей, и у малышей с нарушениями психомоторного развития может наблюдаться более позднее формирование реакции нахождения звукового источника.

[attention type=yellow]

У детей в этом возрасте возникает отрицательная реакция на внезапные, резкие звуки.

[/attention]

Ребенок в возрасте от полугода до года реагирует на звук, который издается сзади, слева и справа от него. Вначале расстояние, на котором в этом возрасте дети слышат звук, равно четырем метрам, а в год – шесть метров.

Дети раннего и дошкольного возраста

У детей раннего и дошкольного возраста формирование слухового восприятия позволяет обеспечить развитие представлений о звуках окружающего мира, а также ориентацию на звук как одно из самых важных свойств и характеристик явлений и предметов неживой и живой природы.

Благодаря овладению характеристиками звука формируется целостность восприятия, играющая важную роль в процессе познавательного развития детей.

Слухи имеет особую роль в речевом восприятии. Слуховое восприятие в первую очередь развивается как средство, обеспечивающее взаимодействие и общение людей.

Причины нарушений

Далее будут описаны причины снижения слуха.

Слуховые нарушения классифицируются как полные (или глухота) и частичные (или тугоухость), выражаются в ухудшении способности к обнаружению, распознаванию и пониманию звуков. Помимо прочего, глухота может быть приобретенной или врожденной.

  • Первая причина, вызывающая нарушение слуха, – это долговременное влияние шума. Если люди проживают возле аэропортов, заводов или оживленных шоссе, они подвергаются звуковому облучению каждый день, его интенсивность достигает 75 дБ. При слишком частом пребывании человека на улице или нахождении с приоткрытыми окнами дома у него могут постепенно развиться ухудшение и утрата слуха. Запрещается слушать плееры на максимальной громкости и в течение длительного времени.
  • Наследственное нарушение слуха – включает в себя врожденные дефекты или глухоту. Какие еще причины снижения слуха бывают?
  • Использование некоторых медикаментов может стать причиной ухудшения, в том числе привести к глухоте.
  • Утраты слуха, спровоцированные воспалительными патологиями среднего уха. При воспалительных болезнях, в особенности хронического характера, нарушается звуковое проведение через составляющие среднего уха до улитки.
  • Еще одна причина нарушения органов слуха — патологии сосудов. Его снижение очень часто формируется при таких сосудистых заболеваниях, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, сахарный диабет, и становится одним из признаков этих патологий.
  • Причиной нарушения слуха у детей может стать физическая травма. Вызвавшая утрату слуха травма может быть нанесена и самому уху, и центру в головном мозге, которые обрабатывает звуковые сведения.

Мы рассмотрели, что такое слух.

Источник: https://FB.ru/article/426934/chto-takoe-sluh-ponyatie-stroenie-organov-sluha-i-ego-znachenie-v-jizni-cheloveka

Слуховая система человека: значение и функции

"Значение слуха"

Каково значение органа слуха? Для того чтобы оценить это и понять, насколько значим этот орган для человека, достаточно представить себе то количество информации, которое вы получаете из внешнего мира с помощью звуков.

Звуки речи, музыки, шум на улице, звуки природы и перемещающихся предметов — все это получаемая человеком информация. Органы слуха нужны не только для определения и распознавания звуков; во внутреннем ухе находится часть, обеспечивающая работу вестибулярного аппарата.

Благодаря ей человек может поддерживать равновесие, ориентироваться в пространстве.

Физиология

Физика слуха достаточно сложна. Слуховая рецепция является непростым процессом проведения звука и его восприятия. Чтобы в ней разобраться, нужно понять, из чего состоит слуховой орган человека. Он представляет собой не только ушную раковину, видимую невооруженным глазом.

Органы слуха состоят из наружного, среднего и внутреннего отдела. У первых двух задача заключается в проведении звуков, а у третьего — в преобразовании звука в сигналы и регулировке вестибулярного аппарата. Слуховая кора головного мозга находится в надвисочной части височной доли.

Любые травмы, связанные с этой областью, ведут к нарушениям слуха.

Наружный отдел представляет собой ушную раковину и слуховой проход с барабанной перепонкой. Задача раковины — улавливать звуковые волны и направлять их в слуховой проход, который в свою очередь транслирует их на барабанную перепонку.

Перепонка принимает на себя звуковое колебание и направляет дальше. В среднем отделе уха находится барабанная полость, связанная с носоглоткой евстахиевой трубой. В барабанной полости находятся молоточек, наковальня и стремечко.

Эта хитрая система косточек обеспечивает передачу звукового колебания с барабанной перепонки к внутреннему уху.

На этом этапе звуковая волна уменьшается в амплитуде и увеличивается по силе. Внутреннюю часть уха называют лабиринтом, так как она представляет собой полости и каналы, заполненные жидкостью.

Главной частью в органе слуха человека считается улитка. Именно эта небольшая спираль обеспечивает работу вестибулярного аппарата, это слуховой центр, куда стекается информация.

Звуковые колебания, прошедшие до лабиринта, изменяют состояние жидкости, заставляя ее вибрировать.

[attention type=red]

От этого рецепторы слуха в улитке раздражаются, процесс в конечном итоге приводит к образованию электрических сигналов, которые транслируются в головной мозг. Височная зона коры мозга принимает эти сигналы и обрабатывает, выдавая взамен другие сигналы о том, как реагировать на полученную информацию.

[/attention]

Именно центр мозга, получив из внутреннего уха сигнал о том, что звук передается громкий, отдает приказ организму на соответствующие действия, человек реагирует на шум, прикрывая уши.

Таким образом, теперь понятно, куда нерв направляет слуховые сигналы возбуждения: все стекается в мозговой центр, где расположена система управления.

Роль слуха для человека

Проблемы со слухом могут образоваться по разным причинам, но самая распространенная, нейросенсорная тугоухость, заключается в нарушении восприятия, когда слуховые рецепторы плохо проводят импульс по нерву. Кондуктивная тугоухость связана с проблемами проведения звука до барабанной перепонки, слуховые рецепторы тут ни при чем.

Чем старше человек становится, тем хуже он воспринимает высокие частоты. Диапазон слуха человека позволяет распознать звуковую волну с колебаниями от 16 до 20 000 Гц в секунду.

Если постоянно слушать громкую музыку, можно отметить, что восприятие очень высоких и очень низких звуков снижается. Слуховое восприятие позволяет различить множество звуковых сигналов в повседневной жизни.

Все они обрабатываются мозгом, определяется их сила, высота, тембр звука.

Слуховое восприятие появляется у человека постепенно, младенец учится слушать и воспринимать речь, звуковые сигналы, реагировать на громкость и интонацию.

У детей слуховое восприятие начинается с незначительной реакции на шум рядом с ними, к году они уже умеют поворачиваться по направлению к источнику шума и реагировать на него.

Слуховая система намного сложнее, чем выглядит на первый взгляд, и ее функции намного шире.

Слуховая система человека связана с вестибулярным аппаратом.

При движении жидкости во время перемещения человека в пространстве чувствительные волоски рецепторов раздражаются, если тело качается, переворачивается, трясется.

Сигналы возбуждения передаются в мозг, слуховая зона их обрабатывает. От этого возникает рефлекторное движение мышц шеи, рук, ног, всего тела. Это позволяет сохранять равновесие при падении или занятиях спортом.

Зачем нам слышать звуки

Функции слуха для человека крайне важны. Большую часть информации человек получает из звуков, окружающих его. Эта система человека позволяет распознавать речь, контролировать прямохождение, получать сигналы из внешнего мира и анализировать их.

Поскольку физиология слуха очень сложна, важно оберегать уши от инфекции и механического воздействия.

Не стоит увлекаться прослушиванием музыки в наушниках на предельной громкости, а также травмировать внутренние части уха очень высокими и очень низкими частотами, это приведет к нарушениям, рецепторы слуха дадут сбой.

[attention type=green]

В ушных раковинах собирается сера, она находится там неспроста, ее нельзя удалять постоянно, так как она выполняет защитные функции. Ковырять в ушах ватной палочкой не следует.

[/attention]

Нужно просто промывать ушные раковины теплой водой с моющим средством или без него: сера растворится сама.

Слух человека нарушается, когда появляется воспаление. Оно может затронуть различные части слухового органа, но наибольшую опасность представляет для среднего и внутреннего отдела.

В зоне головы все взаимосвязано, и если воспаление началось в носоглотке и его не вылечили вовремя, то оно может распространиться на ухо, а затем и на головной мозг.

Результатом серьезных воспалительных процессов может стать частичная или полная потеря слуха.

Стоит избегать шумных мест, а при необходимости не стесняться пользоваться берушами. Именно так заботятся о своих ушах музыканты, ведь для них звуки и их восприятие являются работой и образом жизни.

Во многих культурах, в том числе славянской, принято украшать уши. Это делают и мужчины, и женщины, хотя для последних на сегодняшний день это более распространено. С этим обычаем связаны древние культы, выделяющие способность человека слышать.

В уши вставляли украшения в качестве особых отметок или для отпугивания злых духов. Считалось, что демоны проникают в человека именно через уши. Значение слуха для древних славян было чрезвычайно важным, и его старались защитить всеми силами.

[attention type=yellow]

Лучше всего значение органа слуха понимают люди, которые по каким-либо причинам его лишились. Ведь это большая часть информации, которую мы используем в повседневной жизни, даже не задумываясь об этом.

[/attention]

Например, для здорового человека является обычным делом включить электрический чайник и уйти в соседнюю комнату, ориентируясь на щелчок, который произведет аппарат при кипении.

Каково значение органа слуха для детей? С помощью них они познают мир впервые, учатся сначала реагировать на интонацию и громкость, а затем на слова матери.

Источник: https://bezotita.ru/polezno-znat/znachenie-organa-sluha.html

Строение органов слуха

Человеческий орган слуха может воспринимать звуки в пределах 16–20 000 колебаний звуковых волн за секунду. Возрастные особенности его предполагают следующее: число воспринимаемых вибраций с возрастом снижается. Пожилые люди способны воспринимать за одну секунду максимум 15 000 колебаний.

Располагается орган слуха в черепной височной кости и разделяется на три отдела, которые функционально и анатомически связаны между собой:

  • внутреннее ухо;
  • среднее ухо;
  • наружное ухо.

У каждого отдела органа слуха есть свои структурные и функциональные особенности.

Функции наружного уха

Для наружного уха характерны также другие функции:

  • концентрация звуков, идущих с разных сторон;
  • прием волн звука;
  • защита от влияния окружающей среды;
  • сохранение требуемой температуры и влажности.

Именно наружное ухо обусловливает функциональность слуховых органов. Нужно знать о том, что разные патологии в нем провоцируют воспалительный процесс среднего уха и иногда внутреннего. Поэтому, если чувствуется даже небольшая болезненность, следует поторопиться к врачу.

Значение слуха в жизни человека велико, и это нужно учитывать.

Проведение звука

функция данного отдела – проведение звука. Воздушные колебания влияют на барабанную перепонку и слуховые косточки, после этого звуки передаются к внутреннему уху.

Кроме перечисленного, среднее ухо может:

  • производить защиту слуховых органов от громких звуков;
  • поддерживать барабанную перепонку и слуховые косточки в тонусе;
  • адаптировать к различным звукам акустический аппарат.

О значении органа слуха подробнее расскажем ниже.

Улитка

Улитка напоминает спираль, состоит она из костной ткани. Она очень надежная и прочная.

К функциям данного отдела относятся:

  • проведение через протоки звуков;
  • трансформация звуков в импульсы, поступающие затем в головной мозг;
  • ориентирование человека в пространстве, стабильное равновесие.

Главные органы равновесия – перепончатый лабиринт и протоки. Структура органа позволяет установить, где находится звуковой источник, и хорошо ориентироваться в пространстве.

Благодаря внутреннему уху можно определить, откуда и с какого направления исходят звуки. Равновесие, за которое отвечает данный орган, позволяет человеку стоять, не наклоняться и не падать.

Если что-то нарушается, то появляются головокружение, неровная ходьба, наклоны и невозможность стоять.

Отделы слуховых органов взаимосвязаны друг с другом. Чтобы данный орган нормально функционировал, необходимо придерживаться несложных рекомендаций и правил. При малейшем дискомфорте нужно сразу же обращаться к врачу. Не слушать музыку на большой громкости и соблюдать гигиену раковин ушей. Анатомия более детально описывает особенности органа слуха.

Значение возраста в формировании слуха

Начало функционирования слуховой системы отмечается еще до рождения малыша – с шести месяцев развития внутри утробы. Ребенок отлично слышит сердцебиение матери и ее голос, а по мере формирования слуха – музыку, голоса близких людей и шумы окружающей среды.

Развитие слуховой системы малыша с момента рождения активизируется под влиянием звуков окружающей среды. В течение всего периода детства человек запоминает звуки, учится их соотнесению с объектом, издающим звуки, овладевает, так называемым, звуковым словарем.

Каково же значение слуха для ребенка?

Ребенок через двенадцать часов после рождения уже может отличить речь человека от других звуков, реагируя на нее еле заметными движениями. У новорожденного есть способность безошибочно различать голоса других людей и голос матери.

[attention type=green]

Современные исследования доказали, что малыш может уловить отличия между своим и иностранным языком.

[/attention]

Дети с рождения и до года реагируют по-разному, на высоту и громкость звучания. Ребенок обычно реагирует на звуковые раздражители таким образом:

  • моргание и расширение глаз;
  • сосредоточение слуха, то есть частичное или полное торможение движений (сосательных, когда ребенок ест, и общих);
  • вздрагивание тела полностью (если ребенок услышал громкий и резкий звук).

Нужно помнить о том, что малыш слышит даже тогда, когда спит. При повышении громкости звуков он начинает двигаться или просыпается.

Если у новорожденного нормальный слух, он реагирует лишь на звуки, которые издаются на небольшом расстоянии от него (не больше полутора метров).

В два-три месяца он реагирует на звук торможением или активизацией сосательных движений (когда ест в этот момент), широким раскрытием или поворотом глаз по направлению к хорошо известному взрослому. Самое большое расстояние, на котором ребенок способен реагировать на звук, равно двум — трем метрам.

[attention type=red]

В двухмесячном возрасте развивается комплекс оживления: малыш активно двигает ножками и ручками, улыбается, когда с ним разговаривают ласково.

[/attention]

В возрасте от трех месяцев до полугода ребенок может установить локализацию звукового источника слева или справа от себя. Он водит глазами в ответ на звук, поворачивает голову по направлению к объекту, издающему его. Вот что такое слух.

Не нужно бояться, если реакция возникает не сразу – иногда малыши реагируют на звук лишь через несколько секунд.

Самое большое расстояние, на котором дети способны слышать в этом возрасте, равно трем — четырем метрам.

У физически ослабленных и недоношенных детей, и у малышей с нарушениями психомоторного развития может наблюдаться более позднее формирование реакции нахождения звукового источника.

[attention type=yellow]

У детей в этом возрасте возникает отрицательная реакция на внезапные, резкие звуки.

[/attention]

Ребенок в возрасте от полугода до года реагирует на звук, который издается сзади, слева и справа от него. Вначале расстояние, на котором в этом возрасте дети слышат звук, равно четырем метрам, а в год – шесть метров.

Причины нарушений

Далее будут описаны причины снижения слуха.

Слуховые нарушения классифицируются как полные (или глухота) и частичные (или тугоухость), выражаются в ухудшении способности к обнаружению, распознаванию и пониманию звуков. Помимо прочего, глухота может быть приобретенной или врожденной.

  • Первая причина, вызывающая нарушение слуха, – это долговременное влияние шума. Если люди проживают возле аэропортов, заводов или оживленных шоссе, они подвергаются звуковому облучению каждый день, его интенсивность достигает 75 дБ. При слишком частом пребывании человека на улице или нахождении с приоткрытыми окнами дома у него могут постепенно развиться ухудшение и утрата слуха. Запрещается слушать плееры на максимальной громкости и в течение длительного времени.
  • Наследственное нарушение слуха – включает в себя врожденные дефекты или глухоту. Какие еще причины снижения слуха бывают?
  • Использование некоторых медикаментов может стать причиной ухудшения, в том числе привести к глухоте.
  • Утраты слуха, спровоцированные воспалительными патологиями среднего уха. При воспалительных болезнях, в особенности хронического характера, нарушается звуковое проведение через составляющие среднего уха до улитки.
  • Еще одна причина нарушения органов слуха — патологии сосудов. Его снижение очень часто формируется при таких сосудистых заболеваниях, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, сахарный диабет, и становится одним из признаков этих патологий.
  • Причиной нарушения слуха у детей может стать физическая травма. Вызвавшая утрату слуха травма может быть нанесена и самому уху, и центру в головном мозге, которые обрабатывает звуковые сведения.

Мы рассмотрели, что такое слух.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/290582/

Медицинская энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: